Рузавина Наталья
Консультация для родителей «Что развивать раньше — способности или нравственность»
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственность - это слышание другого человека,
его беды, его нужды или его радости, его жизни.
Анатолий Гармаев.
О развитии способностей детей спорили и спорят до сих пор.
Любая способность – это дар, с которым ребенок рождается, но этот дар может развиваться по-разному.
Все дети рождаются способными, неспособных детей нет, — неспособными они становятся в результате неправильного воспитания.
Публикация «Консультация для родителей „Что развивать раньше — способности или нравственность“» размещена в разделах
- Какие нравственные качества присущи человеку? (доброта, любовь, честность, справедливость, дружелюбие, щедрость, бескорыстие, гуманность и др.)
Определяющим фактором здесь являются задатки и способности, данные человеку при рождении.
Как утверждает психология, способности и задатки взаимосвязаны друг с другом. Задатки являются предпосылками к развитию способностей, а это значит, что от задатков зависит развитие личности в целом. При благоприятных жизненных условиях, личность может достичь успеха, приобретая способности в процессе жизнедеятельности и вне зависимости от того были ли у него изначально предпосылки к тому чтобы прийти к каким-либо жизненным достижениям.
Если развитие способностей происходит раньше, чем развитие нравственности, то в детях стремительно начинают разрастаться эгоистические черты- тщеславие и гордость.
И первый «институт» в жизни ребёнка – это СЕМЬЯ.
В семьях, где способности ценятся выше нравственных качеств, создается особая атмосфера «почитания» способностей ребенка. Дети, у которых рано были обнаружены какие- либо способности, все свое внутреннее внимание концентрируют на самих себя. Они освобождаются от домашних дел, лишь бы стал победителем на соревнованиях или в другой деятельности. Это приводит к тому, что лелея способности ребенка, лелеют его эгоизм.
Ребенок может позволить себе грубость по отношению к матери, бабушке или к другому члену семьи, объясняя это усталостью. До поры, до времени родители терпят такое поведение ребенка, но терпению всегда приходит конец и тогда в подростковом возрасте ребенок, привыкший к своему «княжеству», положению, начнет встречать сопротивлению родителей. А поведение его будет расцениваться как дерзость или упрямство. Ребенок, который привык к исполнению своих прихотей и почитанию своих способностей, замечает перемену в поведении родителей и не может понять эту перемену. Не может понять, в чем дело.
А дело собственно в том, что, не побеспокоившись о развитии нравственных качеств : доброты, сердечности, состраданию, совестливости - прежде развития способностей ребенка, родители пожинают эгоизм как плод своих же усилий.
При воспитании нравственных чувств необходимо, прежде всего, развивать у ребенка способность к переживанию вообще и к сопереживанию в частности. Речь идет о развитии общей эмоциональности ребенка. Эмоциональная восприимчивость во многом определяет умение сочувствовать. У ребенка появляется желание заботиться о других, бережно относиться к природе.
Если родители делят между собой трудности и радости, то ребенок подражает таким формам взаимоотношений, учится проявлять гуманное отношение, прежде всего к своим близким, а затем и ко всем остальным.
«Единственная цель раннего развития — дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым. Именно в первые годы жизни ребенка необходимо быть с ним и строгим и ласковым, а когда он начинает развиваться сам (после трех лет, нужно постепенно научиться уважать его волю, его Я. Мозг ребенка может вместить безграничный объем информации».
Развитие нравственности и способностей ребенка — это сложная, но очень важная задача семейного и общественного воспитания, ибо от того, как она будет решена, зависит не только судьба каждого ребенка, но и судьба нашей страны.