Елена Калинкина
Консультация для педагогов по развитию способности организации действия у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов "Современный подход к организации образовательного процесса для успешного овладения детьми способностью организации действия"
Подготовила: воспитатель Калинкина Е. В. ГБДОУ Детский Сад № 754 «Солнышко»
Публикация «Консультация для педагогов по развитию способности организации действия у дошкольников» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Для того чтобы ребенок осваивал средства организации действия, необходимо изменение взаимодействия между ребенком и взрослым. Одним из таких изменений стала замена традиционного предметного занятия ДЕЛОМ. Действительно, любой вид детской деятельности, будь то рисование, постановка спектакля или посадка цветов, мы привыкли называть занятием. Но эта же деятельность может оказаться и делом, если она появилась благодаря замыслу ребенка, его планированию и реализации. А если ребенок вовлек в свое дело других детей и взрослых, если оно и его результат стали значимыми для всех, то можно считать, что дело стало общим.
Мудрые педагоги всегда используют преимущества дела перед занятием, стараясь превратить свои занятия в общие дела: показывают значимость результата и его практическое применение; придумывают контекст, в котором занятие становится подготовкой какого-либо события или самим событием. Не просто учимся различать квадраты и прямоугольники и вырезать их, а делаем настольную игру; не просто учим стихи по плану воспитателя, а готовим концерт для родителей или малышей.
Главное отличие занятия от дела в том, что дети выполняя определённую деятельность дети могут ответить на вопрос "Зачем вы это делаете?", т. е. понимают цель своей деятельности и стремятся к ней; знают, как они это будут делать, что им для этого понадобится.
Очень часто мы видим, что ребенок привыкает действовать без смысла для себя, без цели. Хотя цель как раз может быть — выполнение требований старшего. А что именно выполнять, неважно. Главное — сделать, чтобы не ругали, а лучше, чтобы похвалили.
К сожалению, такое отношение потом переходит в проблему отсутствия мотивации к обучению в школе: ребенок сам не может понять, зачем ему эти знания. У него даже нет такой привычки — иметь свою цель либо искать ее.
Преимущество дел перед занятиями именно в этом — в воспитании осознанного отношения к своей деятельности, умения видеть ее цель, планировать действия, реализовывать в соответствии со своим планом, видеть непонятное или неправильное, преодолевать трудности.
Кроме дела для формирования способности организации действия, можно использовать специально сконструированные занятия и игры. Основной принцип таких занятий состоит в том, что осваиваемое содержание выступает искомым средством для выполнения какой-либо работы ребенком, а ребенок чаще всего выступает в роли организатора коллективной деятельности.
Занятия для группы выстраиваются с учетом интересов и возможностей детей. На основе типовых сценариев занятий по формированию способности организации действия воспитатели создают свои сценарии на самом разном материале. Часто материалом становятся темы стандартной традиционной программы. Занятие на формирование способности проводится как минимум один-два раза в месяц. Но открытия, сделанные детьми, используются и на обычных занятиях, что обеспечивает «поддержание» и «закрепление» способов организации действия. Также поддержка осуществляется и вне занятий — в игре, бытовых ситуациях. Детям задают вопросы о плане, способе работы, материале, вариантах способа, условиях работы. Поощряются те дети, которые сами могут при необходимости задать нужные вопросы, особенно важна эта привычка в коллективной работе.
Занятия на формирование способности ориентированы в первую очередь на открытие детьми законов организации действия и деятельности, на пробы в разных способах организации. В отличие от традиционных занятий, на которых важно, чтобы дети дошли до конечного продукта (сделали птичку, правильно пересказали текст и т. д.) и как можно быстрее освоили правильный способ действия, в занятиях на развитие способности эта задача отходит на второй план. Целесообразно разделить занятия предметные, по традиционной программе, и занятия на развитие способностей и включать оба типа занятий в образовательный процесс. Традиционные занятия формируют умения и навыки, что позволяет ребенку включаться в какую-либо практическую работу. Занятие на развитие способности позволяет осознанно управлять своей деятельностью, что используется затем в практической работе на традиционных занятиях.