Елена Манджиева
Спортивный досуг на основе калмыцких игр для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: укрепление и сохранение физического и психического здоровья детей посредством использования национальных калмыцких игр.
Задачи: продолжать работу по развитию физических качеств: скоростных, силовых, выносливости, координации; закреплять умение играть по правилам, прививать командный дух; прививать любовь к родному краю, посредством калмыцких народных игр, калмыцкой народной музыки. Формирование у детей интереса и ценностного отношения к здоровому образу жизни. Создание положительного эмоционального настроя.
Публикация «Спортивный досуг на основе калмыцких игр для детей старшей группы» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Республика Калмыкия
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Оборудование: мячи (по количеству детей, 4 обруча, предметы быта калмыцкого народа ( все по 2: герлыга, пиалы, лопатки, кисет,тевш-чаша, пояс,канат,эмблемы,медали (по количеству детей, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа: разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, беседы, разучивание калмыцких считалок, стихов.
I.Орг. момент
Воспитатель:
-Мендвт, бичкдд. Эндр мана кичлд гиичнр ирв. Мендвт келтн.
-Ребята, мы уже знаем много игр, которые созданы разными народами. В играх отражается то, что умеют и любят делать разные народы- как они трудятся, что выращивают, как отдыхают. Сегодня мы будем играть в игры, которые создал калмыцкий народ. Но прежде надо сделать разминку, показать, как мы каждое утро укрепляем свое здоровье.
Дети идут в колонне за воспитателем под калмыцкую музыку, перестраиваясь в круг.
- ходьба обычная, на носках руки в стороны «hрд» (орел); с высоким подниманием бедра «тоhрун» (журавль); остановка, стойка журавль;
- прыжки на двух ногах с продвижением вперед «туула» (заяц);
- подскоки «грсн» (сайгак);
- бег с высоким подниманием бедра «мрн» (лошадь);
- обычный бег;
- упражнение на дыхание.
II. Воспитатель:Что ж ребята, молодцы, разминку провели хорошо.
-Ребята,скажите чем всегда занимались калмыки? Какие виды скота они разводили (корова, лошадь,верблюд,овца-называем на калмыцком языке).Какую пользу приносят они человеку? Из шкур этих животных выделывали кожу (показываю, из шерсти, катали войлок (показываю). Благодаря этим животным у калмыков всегда было свежее мясо и молоко. А вот из молока лошадей женщины готовили “кумыс”. Этот напиток предавал всем силу. Кто-нибудь из вас пробовал кумыс (Ответы)
-Как называется человек, который ухаживает, пасет овец (чабан, коров (пастух, гуртоправ, лошадей (табунщик) ?
-Правильно. Вырастить скот в степи очень трудно, для этого надо много знать и уметь. Днем и ночью охранять животных, заботиться о них. В степи много хищников, которые нападают на овец, ягнят, лошадей, жеребят.
Я вам предлагаю поиграть в игру “Волк и жеребята”
С помощью считалки выберем волка, а остальные –будут жеребятами. Жеребята пасутся на огороженном пастбище, за пастбищем – место волка. Жеребятам можно выходить за пастбище только по сигналу воспитателя (удар в бубен).А как только услышите слово –волк, надо забежать к себе на пастбище. “Волк” ловит резвящихся жеребят, отводит их в свое “логово”.
Воспитатель: Ребята, все вы знаете что чабан- это человек, который днем пасет овец в степи, а вечером пригоняет отару в кошару. Кто знает, что такое кошара? Правильно, это специальное построенное помещение, для ночевки и зимовки овец (дом для овец). Чабан чтобы поймать непослушную овцу пользуется герлыгой- это специальная палка с загнутым концом. Посмотрите какая она. Чабан должен быть ловким, быстрым, чтобы справляться с целой отарой овец. (Дети читают стихи о чабане). Сейчас мы поиграем в игру “Загони овец в кошару”, будем выступать в роли чабанов. Для этой игры нужно разделиться на 2 команды (у детей медали с изображением жеребенка, верблюжонка). Дети, вот эти обручи будут у нас кошары. А мячи будут у нас овцы. Мы их расположим в степи, где они пасутся днем. А вечером их надо загнать в кошару с помощью герлыги, вот так (показать). И так до тех пор, пока все овцы не окажутся в кошаре. Каждый игрок загоняет по одной овце. Начинать оба игрока с каждой команды должны одновременно по моему сигналу (удар в бубен).Победитель та команда, которая первой всех загонит овец в свою кошару.
Воспитатель: Калмыки были “кочевым народом”.(Закрепляю новые слова со всеми детьми). А может быть, кто-нибудь из вас знает значение этих слов “кочевой народ”? (Ответы)
“Кочевой народ” – это тот народ, который очень часто переезжает с одного места на другое, т. е. “кочует”. (Закрепляю новое слово со всеми детьми).
А как называется жилище калмыков, кто-нибудь из вас знает (Ответы)
Жилище калмыков называется “кибитка” (Закрепляю новое слово со всеми детьми).Они очень быстро разбирались, складывались и грузились на лошадей. Потом перевозились на другое место.
-Ребята, когда овцы съедали траву на пастбищах, хотон (селение) откочевывал на новое место. Люди перевозили кибитки, посуду, одежду, все, что могло пригодиться на новом месте. Сейчас поиграем в игру “Хотон кочует”. Здесь в двух обручах разложены предметы. На другой стороне пустые обручи. По сигналу “хотон кочует” первые игроки с каждой команды берут по одному предмету, бегом относит его в пустой обруч, и становятся в конец колоны. Чья команда раньше все перенесет в пустой обруч, тот хотон раньше перекочевал.
Воспитатель: В давние времена мальчики очень рано учились ездить на лошадях. И пока лошади паслись, отдыхая от жары, мальчики садились в круг рассказывали друг другу интересные истории или играли в “Серебряный пояс”. Сейчас мы поиграем в эту игру. Давайте вспомним правила игры.
-У кого серебряный пояс, что он делает (водящий ходит за спинами сидящих).
-Кто бежит догонять водящего?
-Когда считается, что убегающего догнали?
Хорошо, ребята правила игры мы вспомнили. Теперь я буду вращать палку внутри круга. На кого она покажет намеченным концом – тот будет водящим и начинает игру. Будьте внимательнее, чтобы вовремя заметить пояс у себя сзади.
III Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что вам больше всего понравилось? Назовите игры, в которые мы играли? В игры какого народа мы сегодня играли? Где ночуют и зимуют овцы? Вы очень хорошо занимались, а теперь предлагаю вам похвалить себя.
Дети: (на калмыцком языке)
Я умный, Би ухата,
Я сильный, Би чидлт,
Я красивый, Би схн,
Я добрый. Би седклт.
До свидания! До новых встреч! Сн бтн!
Считалки
1. Абчн-чибчн, 2. Эр така эрт босна
Келмн-зелмн, Мадниг серулня,
Харда-барда, Негн, хойр,hурвн
Чикн таш. Мана наадн эклня.
3. Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет, скачет
По полям тут и там,
Тут и там!
Где проскачет он-
Выходи из круга вон!
Загадка
Он пасет овец и коз,
Весною, летом и в мороз
И под солнцем и в туман
Его профессия… (чабан)
Литература:
1. Хургунова О. Г “Калмыцкие подвижные игры в физическом воспитании детей дошкольного возраста”