Ирина Нестерова
«Карельские посиделки». Спортивный досуг на основе НРК в подготовительной группе совместно с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Спортивный досуг на основе НРК в подготовительной группе совместно с родителями
Цель:
Создание условий для успешного формирования личности ребёнка по средствам приобщения к истории и культуре своей «малой родины» через карельские народные подвижные игры, считалки, обобщая имеющиеся знания и представления детей о карельских народных играх и традициях, привлекая родителей детей к совместной деятельности.
Задачи:
Публикация «„Карельские посиделки“, Спортивный досуг на основе НРК в подготовительной группе совместно с родителями» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Посиделки
- Работа инструкторов по физической культуре
- Республика Карелия
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» июль 2015
- совершенствование навыков выполнения основных движений и двигательного опыта детей с использованием средств ближайшего природного и социального окружения; способствование инициированию детьми творческого изменения условий выполнения основных движений, организации подвижных и спортивных игр, самостоятельно подбирая и используя спортивное и игровое оборудование; совершенствование формирования опыта и знаний по технике безопасности в двигательной активности в ходе освоения народной игровой культуры, управляя своей деятельностью и определяя её реальность;
- расширение знаний детей о традициях и истории в области физической культуры и спорта в Карелии; расширение диапазона используемых форм физического воспитания; ведение пропаганды здорового образа жизни (ЗОЖ) и закаливания организма детей;
-поддержание интереса к видам спорта, бытующим в Карелии (футбол, хоккей, лыжи и др.); привлечение родителей к участию в празднике и жизни ребёнка в детском саду.
Оборудование:
- мяч карельский (как образец для показа детям или рисунок, мяч резиновый, мяч волейбольный, шишки (еловые, сосновые, рисунки деревьев и листочки к ним, обруч.
Предварительная работа:
- ранее на занятиях физической культуры: знакомство с правилами игр народов Карелии ( районы:) и их обыгрывание с детьми; разучивание считалок на карельском языке.
Герои:
Ведущие - Хозяйка избы, Красавица Насто, Сюоятор.
Пояснение:
Досуг проводится в спортивном зале. Родители приглашены детьми и воспитателем заранее. (Родители должны быть в спортивной форме).
Хозяйка (инструктор ф/к) встречает детей, родителей.
Хозяйка: - На завалинке в светёлке иль на брёвнышках, каких,
Собирали посиделки пожилых и молодых.
При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели и водили хоровод.
Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир,
Нынче, все мы по – сусекам личных дач или квартир.
Наш досуг, порою, мелок, и чего там говорить:
Скучно жить без посиделок. Их бы надо возродить!
Хозяйка: - Здравствуйте, гости дорогие: красные девицы, добрые молодцы!
Дети: - Здравствуй, хозяюшка!
Хозяйка: - Проходите, будьте, как дома! Веселья, Вам, да радости!
Воспитатель: - Хлебу да соли долог век. Хозяйке нашей более того!
Хозяйка: - Откуда вы пришли гости дорогие?
Воспитатель: - Угадай, Хозяюшка! (Воспитатель предлагает игру «Жмурки». Водящий – Хозяйка).
Игра «Жмурки»
Жмурки - детская игра, в которой один из участников с завязанными глазами ловит других.
Водящий выбирает среди детей, которые называют населённые пункты Карелии и угадывает Красавицу Насто.
Дети: - Я из Пудожа… Я из Чалны…. Я из Косолмы… Я из Сортавалы…. Я из Чупы…. Я из Лоух…. Я из Кондопоги… (Хозяйка удивляется. Вместе с детьми приходит и Красавица Насто).
Воспитатель: - Одним словом, это всё ….
Дети: - Наша Карелия!
Красавица Насто: - А что ты нам, хозяюшка, припасла?
Хозяйка: - Я зимою в горнице, а зимою на завалинке посиживаю.
Сижу на народ гляжу, всё запоминаю и в копилку собираю.
Вот моя корзинка-копилка! (показывает детям).
Сяду рядышком на лавку, вместе с вами посижу.
Карельские считалки повторить за мною попрошу! (Дети повторяют за Хозяйкой считалку).
1. Юкси, какси, колме, нелли.
Мина санон: «Тервех тейле!»
Юкси, какси, колме, нелли.
Мина санон: «Тервех мейле!»
Один, два, три, четыре.
Говорю я: «Здравствуйте»
Один, два, три, четыре
Говорю я: «В гости заходите!»
А какие вы знаете карельские считалки? (Дети рассказывают считалки наизусть хором).
1. Тары-бары, домой пора – ребят кормить, телят поить, коров доить, тебе водить.
2. Лиса по лесу ходила, громким голосом вопила.
Лиса лычки драла, лапотки плела –
Мужу – двое, себе – трое и детишкам по лаптишкам!
3. Палку подбрасывали вверх, один из играющих её ловил в воздухе. Остальные игроки поочерёдно брались за палку чуть выше предыдущего игрока, плотно прижимая свою руку к руке предыдущего игрока. И так до тех пор, пока все игроки не поучаствуют в считалке, приговаривая:
Чья копна на моей копне? Скинь долой, вези домой! (Последний игрок – водящий).
Насто: - Карельский народ очень трудолюбивый, но любит и веселиться. После трудового дня молодёжь и взрослые, а особенно дети любили играть. Ведь в играх можно показать свою стать и удаль, а к тому же познакомиться поближе. В играх карелы особенно ценили силу, ловкость, находчивость и хитрость. Игр карелы придумали много. Мы поиграем в некоторые из этих игр. В игру «Жмурки» вы уже играли, её придумали карелы, а вот игру «Куккот» или «Петухи» придумали в
Считалкой №3 выбирают водящего в игре «Зайцы и волк»
1. «Зайцы и волк» (приглашаются поиграть родители, встают в обруч со своим ребёнком).
Во время игры в зал входит Сюоятор, обращаясь к Красавице Насто.
Сюоятор: - Уходи! Это я самая красивая, распрекрасная. Это я должна сейчас с детьми играть, а ты у болота лягушек пасти!
Хозяйка: - А это ещё кто к нам пришёл, дети? (Ответы детей).
Сюоятор: - Ну вот, узнали, сейчас выгонят и придётся идти лягушек на болоте пасти! (С сожелением).
Хозяйка: - Подожди, Сюоятор, не уходи. Ты нам нужна будешь, ведь без нечистой силы никогда не обходился русский народ и мы – карелы! А знаешь ли ты какие-нибудь игры-шутки лесные? Может и с детьми поиграешь?
Сюоятор: - Кончно, знаю и очень много, и с удовольствием с вами поиграю. Шутить тоже умею, а не только разные пакости строить людям. (Проводит игры-эстафеты. Дети строятся в две-три колонны для участия в играх-эстафетах).
1. «Угадай, с какого дерева лист».
Участники поочерёдно бегут до столика (расстояние 6-7 м, на котором разложены рисунки листочков (берёза карельская, сосна, дуб, ива, клён и др.) разных деревьев, растущих в Карелии. Выбрав один листок, участник бежит до стенда с рисунками деревьев и с помощью магнита (скрепки) прикрепляет листок к нужному дереву. Бегом возвращается к команде, передав эстафету другому участнику.
2. «Собери шишки»
В корзинке шишек на одну меньше, чем участников в команде играющих. Первый участник бежит оставляет одну шишку в обруче на полу, возвращаясь, передаёт корзинку другому участнику, тот так же относит одну шишку и возвращается с корзинкой. Так участники бегают, пока все шишки не оставят в обруче. Последнему участнику отдают пустую корзинку – его задача собрать все шишки в корзинку и вернуться к команде.
3. Игра «Куккот» («Петухи»). (Игра проводится для мальчиков и пап).
Хозяйка: - Какая ж ты всё-таки молодец, Сюоятор! Оставайся с нами, поиграй ещё!
Сюоятор: - Спасибо, Вам, мои друзья! Мне уже пора. Я замечательно с вами уже поиграла, расскажу об этом червякам и букашкам, и лягушкам на болоте. Вы меня лучше в следующий раз пригласите и я приду с удовольствием к таким замечательным детям! До новых встреч! (Уходит. Дети прощаются).
Хозяйка: - Насто, а ребята знают, какое национальное блюдо у карелов? Давай у детей об этом спросим. (Насто уточняет у детей). А чтобы рыбник спечь, надо рыбы наловить. А это сможем мы сделать, поиграв в игру «Веркко да калот». (Дети выполняют роль рыбок, родители – роль сети : «Верко» («Рыба») и «Калот» («Сеть»)
Насто: - Хозяюшка, рыбки на рыбнички наловили, вот картошечки бы надо.
Хозяюшка: - Я предлагаю поиграть ещё в одну игру «Кортошечка в горшочке».
4. Игра «Картошечка в горшочке»
Дети и родители образуют два круга : внешний – горшочек, внутренний – картошка. Под музыку дети начинают двигаться: внешний круг идут по кругу, внутренний двигаются «гуськом» противоходом (картошка варится). На последнюю фразу внешний круг останавливается, а внутренний круг постепенно встаёт (картошка сварилась) и поворачиваются к внешнему круга. На последний аккорд круг- «картошка» надувают щеки, а круг – «горшочек» протыкают их (проверяют, «сварилась ли картошка»). Чьи щечки не сдулись, та картошка «доваривается» - пляшет.
Хозяюшка: - А ещё наши родители покажут сейчас нам игру, в которую они играли в детстве, но наверно, немногие знают, что она карельская. А придумали её в одном из районов Карелии. Называется эта игра: «Картошка». А играли в эту игру мячом. Ребята, а вы знаете из чего карелы делали мячи для игр своим детям? (Ответы детей. Рисунок карельского мяча, по возможности оригинал мяча из бересты для показа детям). А ещё мячик делали из старой одежды и называли его ласково «Мякчик». В северных губерниях мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком. В некоторых областях мячи делались из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до тех пор, пока комок не делался плотным, после чего его бросали в кипяток, затем его вынимали из воды, вновь катали и просушивали. Такой мяч был легким и мягким, а по своей упругости не уступал резиновому. А ещё одна игра не менее любимая вашими мамами и папами была игра, где по мячику нужно было бить большой палкой – битой и что бы мячик летел далеко, а игрок успел сбегать «в город». Как называлась эта игра? (Приглашаются родители для игры «Картошка» волейбольным мячом).
Хозяйка: - Вот спасибо вам, ребята, мамы и папы! Вы помогли мне вспомнить те игры, в которые играли раньше карелы. Вы играли очень дружно. И награжу я вас достойно. (Награды-поощрения детям, родителям (благодарственные письма об участии, при возможности – чай с калитками в группе).