Папки-передвижки

Формирование навыков глобального чтения. Основные приёмы

Аксёнова Ирина Александровна
Формирование навыков глобального чтения. Основные приёмы
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование навыков глобального чтения.

Основные приёмы.

Обучение чтению детей основано на вербально - фонематическом методе, от буквы к слогу, от слога к слову. Обучение чтению глобальным способом, происходит «с другого конца», в более естественной форме, по таким же законам, как обучение устной речи.

Когда мы учим ребенка говорить, мы не объясняем ему правила изменения слов по родам и числам, падежные окончания. Когда мозг накапливает определенное количество речевой информации, он начинает ее анализировать. По таким же естественным принципам и законам идет и обучение в глобальном методе чтению, печатанию, а впоследствии письму.

У детей с нарушением слуха, более развита зрительная память. Она компенсирует им отсутствие или притупленность других органов восприятия. У таких детей есть потрясающая способность воспринимать информацию целиком (глобально) - это означает, что мозг ребенка воспринимает все окружающие явления, как на фотоснимке.

Несмотря на неустойчивость внимания, дети с синдромом Дауна, умеренной умственной отсталостью, аутизмом, с легкостью воспринимают и запоминают тысячи зрительных и слуховых объектов.

Кроме того, обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Т. е. таким методом можно научить даже «неговорящего» ребёнка воспринимать написанную информацию и затем писать или набирать на компьютере несложный текст. Ребёнок может научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Условие-соблюдение постепенности и последовательности. Слова должны обозначать известные предметы, действия, явления.

Подготовка к обучению глобальному чтению.

Игры и упражнения на развитие:

• Зрительного восприятия;

• Внимания;

• Зрительной и слуховой памяти;

• Понимания обращённой речи;

• Выполнения простых инструкций;

• Умения подбирать парные предметы и картинки;

• Умения соотносить предмет и его изображение.

Цель глобального чтения- развитие у детей с ОВЗ понимания речи, иногда и вызывать активную речь. Развивать зрительное внимание и память.

Какие материалы использовать для глобального чтения?

Для обучения ребенка глобальному чтению потребуются карточки с картинками и подписями к ним. Карточки можно купить в магазине или приготовить самостоятельно. Заранее продумайте список «слов» для начального этапа обучения — используйте только те слова и выражения, которые ребенок чаще всего встречает в жизненной ситуации и сможет функционально использовать для общения.

Одним из первых дидактических материалов может стать ваш семейный фотоальбом — подготовьте фотографии членов семьи и сделайте к ним соответствующие печатные надписи, которые также продублируйте на карточках. Научите ребенка подбирать слова к фотографиям. Пусть он сперва ориентируется на подписи под фото, затем отрежьте подписи, таким образом, убирая подсказку. По мере накопления словаря,к картинкам добавляются двух-трехсловные подписи (например: «Это мама Ира», «Это папа Юра»). Таким же путем проводится работа со словами других тематик.

Авторы методики считают обучение чтению целыми словами более физиологичным, потому что люди не мыслят буквами и слогами, а только целыми словами. Мышление же неразрывно связано с речью.

Как проходит занятие.

1. Рассматриваем с ребёнком картинку, называем её и просим его повторить за вами, что изображено на ней (Это кошка).

2. Читаем слово написанное под картинкой, проводя по нему пальцем (Читай: «Кошка»).

3. Ищем карточку с таким же словом (среди других карточек со словами) и кладём её под нужную картинку.

Начинаете показывать в первый день - одно слово, затем добавляете каждый показ по одному новому слову и, дойдя до 15, останавливаетесь. Затем - самое старое слово - убираете, одно новое добавляете, все карточки каждый раз перед показом перемешиваете, чтобы они все время были в разной последовательности. Таким образом, у вас всегда будет набор из 15 слов, который каждый раз обновляется одним словом.

Произносить слово нужно так, как вы его обычно говорите, т. е. не [молоко], а [малако]. После всего этого 15-ти секундного действия вы опять же весело и радостно целуете свое любимое чадо и с полной уверенностью, что он все запомнил, хвалите его: " Умница!"

Виды работы:

1. Чтение автоматизированных энграмм (имя ребенка, имена его близких). Удобно использовать семейный фотоальбом как дидактический материал, снабдив его соответствующими печатными надписями. На отдельных карточках надписи дублируются. Ребенок учится подбирать одинаковые слова, затем подписи к фотографиям или рисункам в альбоме закрываются. От ребенка требуется по памяти «узнать» необходимую надпись на карточке и положить ее к рисунку. Закрытое слово открывается и сличаете с выбранной подписью.

2. Чтение слов.

Подобрать картинки по разным лексическим темам: игрушки, посуда, мебель, транспорт, домашние и дикие животные, птицы, насекомые, овощи, фрукты, одежда, продукты, цветы и снабдить их подписями. Хорошо начать с темы «Игрушки». Берем две таблички с различными по написанию словами, например «кукла» и «мяч». Нельзя брать слова, похожие по написанию, например «мишка», «машина». Таблички к игрушкам или к картинкам мы начинаем подкладывать сами, говоря, что на них написано. Затем предлагаем ребенку положить табличку к нужной картинке или игрушке самостоятельно.

3. Понимание письменных инструкций

Составляются предложения, в которых используются разные существительные и один и тот же глагол. Тематика предложений: «Покажи носик!» - «Покажи ушки!» - «Покажи животик!» и прочее (заниматься удобнее перед зеркалом).

4. Чтение предложений.

Составляются предложения к серии сюжетных картинок, на которых одно действующее лицо выполняет разные действия: (Кошка сидит. Кошка лежит. Кошка бежит). Составление простых предложений без зрительной опоры на изображения. Перед ребенком выкладываются несколько письменных табличек. Далее нужно попросить ребенка взять соответствующие таблички (например, «Возьми слово ПАПА, возьми слово МОЕТ, возьми слово ЯБЛОКО»).

Ребенку необходимо по очереди взять слова и разложить их в правильной последовательности, которую задал педагог.

Далее необходимо прочитать вместе с ребенком получившееся предложение: провести пальцем ребенка под письменными табличками и прочитать предложение: «Папа моет яблоко.» Необходимо также проговорить предложение, используя жесты, и побудить ребенка повторить их.

Постепенно слова добавляются, предложения усложняются и метод глобального чтения начинает работать. Можно использовать таблички при изучении цветов, при определении величины, количества. «Глобальное чтение» позволяет выяснить, насколько неговорящий ребенок понимает обращенную речь, позволяет ему преодолеть негативное отношение к занятиям, дает уверенность в себе.

Публикации по теме:

«Чтение без принуждения». Игры для закрепления первоначальных навыков чтения«Чтение без принуждения». Игры для закрепления первоначальных навыков чтения "Чтение без принуждения"ИИгры для закрепления первоначальных навыков чтения. Доброго времени суток, дорогие маамовцы! Как писала в предыдущей.

«Прочитай по первым буквам». Дидактическая игра для развития навыков чтения детей 5–6 лет«Прочитай по первым буквам». Дидактическая игра для развития навыков чтения детей 5–6 лет «Прочитай по первым буквам» - дидактическая игра для развития навыков чтения детей 5-6 лет. Описание: В игре используются карточки с картинками.

Дидактическая игра для формирования навыков смыслового чтения слов «Домино с буквой Ж» для детей 5–7 летДидактическая игра для формирования навыков смыслового чтения слов «Домино с буквой Ж» для детей 5–7 лет Рабочие материалы пособия «Домино с буквой Ж» помогут в игровой форме отработать и закрепить навык слогового чтения двусложных слов с буквой.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование навыков глобального чтения. Основные приёмы
Опубликовано: 20 января 2025 в 10:30
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование навыков глобального чтения. Основные приёмы» (включая файлы) размещена пользователем Аксёнова Ирина Александровна (УИ 2574883) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 января 2025 вторник
Устраиваем день обнимашек в детском саду
22 января 2025 среда
ВСЕ нетрадиционные способы нарисовать зиму!
Треугольный день
День авиации войск ПВО России



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД