Ковальчук Людмила
Создание адаптивной коррекционно-образовательной среды в ДОО в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
В повседневной практике педагог сам выбирает формы, методы, приёмы обучения и воспитания в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком, учитывая его индивидуальные интересы, потребности и возможности.
Сейчас мы все чаще слышим про детей с ограниченными возможностями здоровья. Что же это за дети?
«Дети с ограниченными возможностями здоровья» - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Публикация «Создание адаптивной коррекционно-образовательной среды в ДОО в соответствии с ФГОС » размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования, является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права таких детей на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.
Все большее распространение получает практика инклюзивного образования, которая изменяет образовательные условия и образовательную среду в учреждениях общего образования так, чтобы любой ребенок с ограниченными возможностями здоровья смог обучаться вместе с другими детьми, организует безбарьерную среду их жизнедеятельности.
Развитие таких детей, ведёт к своеобразию в развитии их речи, а также к отклонениям в развитии их познавательной деятельности. Всё это требует создания специальных условий работы с детьми данной категории. Одним из таких условий является создание коррекционно-развивающей среды, которая обеспечит не только коррекцию и компенсацию нарушенных функций, но и развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Коррекционно-развивающая среда – это специально организованное пространство, обеспечивающее не только коррекцию и компенсацию нарушенных функций, адаптацию и социализацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и направленное на развитие личности ребенка.
Цели создания коррекционно-образовательной среды.
Обеспечение условий для оптимального развития детей, в том числе с ОВЗ. Обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности: витильных (функции жизнеобеспечения, социальных, духовных. Коррекционно-развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребёнка, она обогащает личностное развитие.
Для достижения целей необходимо решить следующие задачи
- Создание коррекционно-развивающей среды в ДОУ для интегрированного обучения и воспитания дошкольников;
- Организация интегративных занятий для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих речевую патологию;
- Организация работы с детьми, имеющими речевые нарушения через индивидуальные занятия;
- Координация педагогической деятельности специалистов ДОУ, построенной на принципах интеграции;
- Повышение педагогической деятельности компетентности родителей в овладении приёмами и способами коррекционно-развивающей работы с детьми.
Функции коррекционно-развивающей среды.
Создавая коррекционно-развивающую среду необходимо помнить, что она должна выполнять следующие функции:
Коррекционно-компенсирующую направленность;
Социально-адаптирующую направленность;
Деятельный подход;
Дифференцирующий и индивидуальный подход.
Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка.
Компоненты коррекционно-образовательной среды в ДОУ.
- Предметно-пространственная среда, обеспечивающая решение развивающих и коррекционных задач.
- Организация психолого-медико-педагогической помощи детям в ходе образовательного процесса.
- Система взаимодействия педагогов, родителей, детей, направленных на компенсацию имеющихся отклонений в развитии и нормальное социально-личностное развитие ребёнка.
- Дидактические пособия, обеспечивающие наглядность, индивидуализацию, решение коррекционных задач.
Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
Для организации и проведения развивающих мероприятий необходимо знать некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность.
В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения и технологии. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов, технологий решается педагогом в каждом конкретном случае.
В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, проектируются индивидуальные коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности.
Кроме выше перечисленных моментов в построении коррекционно-развивающей среды следует учитывать психолого-педагогические аспекты:
• Развитие ребенка совершается в процессе воспитания и обучения – в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками;
• Развитие ребенка в коррекционно-развивающей среде должно способствовать формированию и развитию физических функций, сенсорных навыков, накоплению жизненного опыта и т. д. ;
• Коррекционно-развивающая среда должна научить ребенка с ограниченными возможностями здоровья учиться, самостоятельно организовывать свою деятельность;
• Коррекционно-развивающая среда должна выполнить образовательную, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную и коррекционную функции.
Более подробно рассмотрим на примере создания коррекционно-развивающей среды как средства подготовки детей с ОВЗ к успешному обучению в школе.
Содержание коррекционно-развивающей среды направлено на достижение целей, способствующих формированию правильной речи как полноценного средства общения, необходимого для общего развития ребенка.
В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, используются такие формы работы, как:
• Специально организованные занятия.
• Совместная деятельность педагога с детьми.
• Самостоятельная детская деятельность.
Разработанная система работы предполагает решение следующих задач:
• Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей;
• Совершенствование грамматического строя речи;
• Формирование и развитие связной речи;
• Усвоение навыков правильного дыхания, артикуляции, произношения звуков;
• Обучение грамоте;
• Развитие общей и мелкой моторики;
• Развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения.
Организуя коррекционно-развивающую среду, необходимо руководствоваться следующими принципами:
- доступность (материал для самостоятельных игр детей расположен в доступных местах; коррекционно-учебный материал располагается на стеллажах);
- системность (весь материал систематизирован по темам);
- здоровьесбережение (имеются пособия для развития движений органов артикуляционного аппарата, для развития правильного дыхания, а также для развития пальцевой моторики);
- мобильность (дидактические пособия, планшеты легко снимаются и переносятся во время учебной деятельности);
- вариативность (наглядно-методический материал и пособия многовариативны);
- эстетичность (наглядно-методические пособия и игры выполнены из современных материалов, легко обрабатываемых).
Таким образом, правильно выбранные формы работы способствуют становлению коммуникативной компетентности ребенка в речевой деятельности, а также обеспечивают становление значимых для возраста личностных качеств.
В заключении хотелось бы сказать, что доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовывать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой «особый» ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство.