Зоя Векшина
Создание условий для повышения компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения детей в адаптационный период
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд Титульный слайд
Уважаемые коллеги, представляю Вашему вниманию опыт работы на тему:
«Создание условий для повышения компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения детей в адаптационный период посредством включения их в образовательный процесс»
2 слайд Нормативно-правовая база
Перед Вами на экране нормативные документы, хорошо Вам знакомые, которые регламентируют построение воспитательно-образовательного процесса.
3 слайд Актуальность
Публикация «Создание условий для повышения компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения детей в адаптационный период» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
В рамках реализации ФГОС ДО, задачи которого - охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия); - Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; - Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В наших руках, на пороге детского сада, в новой и не известной для них среде оказываются дети в самый важный период своей жизни, когда происходит формирование полноценной личности, закладываются основы характера, раскрываются таланты. Для того чтобы помочь каждому воспитаннику пройти этот сложный процесс приспособления организма к новым для него условиям, то есть обеспечить легкий адаптационный период воспитанников к условиям воспитательно-образовательного процесса мной была разработана система работы, дополняющая основную образовательную программу и программу оздоровления. В которой ведущими направлениями стали: работа с детьми, родителями и самообразование педагога.
4 слайд Затруднения и результаты 1 этапа системы работы
Первый этап был подготовительный, целью которого было осуществление знакомства с детьми и их семьями, получение различных данных о семьях и проведение педагогической диагностики разработанной в качестве инструментария по программе «Детство». На основании полученных результатов проделанной работы на данном этапе (на экране всё подробное перечисление – обратиться к экрану, по схемам проговорить)
а также изучения нормативно-правовых документов и методических разработок были поставлена следующая цель работы
1. Анкетирование родителей «Портрет моего ребенка», «Психолого-педагогические параметры определения готовности ребенка к поступлению в ДОУ» (Печора К. Л., Сотникова В. М., Контроль за развитием и поведением детей, методические рекомендации)
В результате: более 60 % родителей затрудняются дать характеристику поведения своего ребенка, объяснить причины капризов, найти самостоятельно пути решения из сложной ситуации и оказать помощь своему ребенку в период адаптации
2. При составлении паспорта здоровья воспитанников (100 % детей из списочного состава имеют заключения справки врачебной комиссии и рекомендации по работе с часто болеющими детьми. Частым заболеваниям органов дыхания подвержены - 12 детей – 62 %, ЛОР – органы – 8 детей -38 %
В результате у более 80 % воспитанников организация воспитательно-образовательного процесса с включением особенностей привыкания каждого ребенка к детскому саду длилась не более 5 дней и процесс приходилось возобновлять после выхода детей из больничного.
3. При составлении социального паспорта семей воспитанников -
Исходим из «Семейного кодекса РФ» № 223-ФЗ от 29 декабря 1995г.
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.
Некоторые данные представлены на экране
- показатели семьи полная и неполная
- количество детей в семье
- трудоустройство родителей.
В результате полученной информации данных семей, необходимо было построить работу, направленную на оказание помощи и поддержки неполным семьям, а также имеющим одного ребенка, подобрать эффективные способы работы с родителями.
5 слайд Цель и задачи работы
Цель - Создание условий для совместной деятельности детей, родителей и педагогов, направленной на успешную адаптацию воспитанников к детскому саду, путем повышения компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения детей посредством включения их в образовательный процесс.
Задачи:
1. Для детей :
- знакомство детей с правилами гигиены - способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий;
- создание условий для благотворного физического развития детей – способствовать повышению интереса детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно - оздоровительной работы;
- развивать коммуникативные навыки общения детей в соответствии с возрастными особенностями.
2. Для родителей :
- повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья ребенка;
- оказание психолого-педагогической поддержки семьям по вопросам адаптационного периода;
- знакомство с доступными и эффективными оздоровительными и закаливающими мероприятиями, способствующих здоровьесбережению и успешной адаптации детей.
Предполагаемый результат – мы предположили, что при достижении поставленной цели и решая вышесказанные задачи мы получим:
1. Успешное прохождение детьми адаптационного периода с высокой вероятностью легкой и средней степени адаптации;
2. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, снижение заболеваемости.
3. Повышение компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения детей в процессе воспитания;
4. Тесный доверительный контакт во взаимоотношениях воспитателя и родителей, активное участие семей воспитанников в жизни группы детского сада.
6 слайд 2 этап работы – составляющие обеспечения здоровьесбережения детей
1. Обеспечения здорового ритма жизни воспитанников
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования разнообразных форм и методов в сохранении и укреплении здоровья воспитанников раннего возраста, а также применении здоровьесберегающих технологий.
7 слайд 2 этап работы - составляющие обеспечения здоровьесбережения детей
2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия
8 слайд 2 этап работы – составляющие обеспечения здоровьесбережения детей
3. Совместные мероприятия с детьми и родителями
9 слайд 3 этап работы – предварительные результаты, точки роста
Подведение предварительных результатов на основании наблюдений за поведением воспитанников, диагностики уровня адаптации к условиям детского сада, активного участия родителей в жизни группы детского сада, отсутствие тревожности у родителей за своих детей, результаты анкетирования родителей «Какой я родитель», «Уровень адаптации к детскому саду моего ребенка» позволяет говорить нам о том, что система работы дает положительные результаты, решены часть запланированных задач.
Процент заболеваемости снизился до 15%
У более половины детей (56 %) адаптационный период длился допустимое для данного периода времени – 16 дней. – легкая степень адаптации (радостное, устойчивое эмоциональное состояние, хороший аппетит) У 44 % детей – 32 дня – средняя степень адаптации (эмоциональное состояние было неустойчивое, безразличное отношение к сверстникам) Тяжелой формы адаптации не было ни у кого.
Малыши привыкли к режиму дня в саду, с удовольствием участвуют в различных физических упражнениях, особенный интерес вызывали сказки, и художественно-эстетическая деятельность.
Дети стали заметно гибче, выносливее, по сравнению с теми показателями при поступлении в ДОУ.
У родителей за счёт совместной деятельности с детьми в ДОУ повысился уровень знаний и умений по вопросам :
- Возрастные особенностей детей раннего возраста;
- Какие игры и игрушки рекомендуются детям раннего возраста
- Влияние здорового ритма жизни на уровень развития детей
На сегодняшний день мы не останавливаемся на достигнутых положительных результатах, стремимся двигаться вперед, расширяя формы работы с родителями и детьми, а также изучать и включать новые и интересные технологий.
В дальнейшем особое внимание будет уделено:
- планированию и проведению летне-оздоровительного периода (июль, август)
- изучению и внедрению здоровьесберегающей технологии – песочная терапия (игры с песком) в связи с пополнением соответствующим оборудованием развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
- повышению ответственности у родителей за состояние не только здоровья детей, но и своего здоровья;
- совместному созданию и пополнению оздоровительной развивающей предметно – пространственной среды в группе.
10 слайд Используемая литература
1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка (Программа «Здоровье») 1993.
2. Воротилкина И. М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении, 2004.
3. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ : Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
4. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий /авт. -сост. М. А. Павлова,М. В. Лысогорская, канд. психол. наук. – Волгоград: Учитель 2009.
5. Кузнецова М. Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий /М. Н. кузнецова. – М. : айрис-пресс, 2008.
6. Куркина И. Здоровье - стиль жизни. Современные оздоровительные технологии в детских садах. – СПб. : Образовательные проекты. М. : НИИ школьные технологии. – 2008.
7. Храмова И. И., Пахомова О. В. К вопросу о воспитании у дошкольников потребности в здоровом образе жизни // Современные образовательные направления в физической культуре: Сб. науч. тр. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.
11 слайд Спасибо за внимание!
Будьте здоровы!