Деревянко Светлана
Адаптационный период детей раннего возраста в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптационный период детей раннего возраста в ДОУ.
Под адаптацией принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Резкое и значительное изменение в жизни ребенка, коим является поступление в детское учреждение, приводит к серьезным изменениям в привычном распорядке: может измениться целый ряд сложившихся привычек, перестроиться раннее сформированный стереотип в режиме сна, кормления, принципах общения со взрослыми. Этот переход требует торможения ряда сложившихся связей и быстрого образования новых, что для ребенка двух лет является трудной задачей. Трудности связаны с тем, что ребенок испытывает крайнюю степень неприятия и даже панику, когда чужой взрослый пытается произвести с ним какие – то манипуляции, поэтому отказывается принимать помощь незнакомца, с опаской оглядывается по сторонам, боится большого помещения с обилием игрушек, переходов в новые помещения (туалетная комната, спальня). Ребенок активно протестует, теряя силы или, наоборот, замирает, сидит неподвижно, не откликается на попытки общения со стороны взрослых и детей. Нередко через три- четыре дня после поступления в сад ребенок заболевает, так как организм его ослаб из-за того, что он несколько дней недоедал и недосыпал, из-за попадания в чужую среду.
Публикация «Адаптационный период детей раннего возраста в ДОУ» размещена в разделах
Таким образом, процесс приспособления к новым условиям в данном возрасте редко проходит легко и быстро. На сроки и тяжесть протекания процесса адаптации ребенка влияют:
• достигнутый им уровень психического и физического развития;
• состояние здоровья;
• степень закаленности;
• сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками;
• личностные особенности самого малыша, уровень тревожности и особенности родителей.
Различают три варианта протекания адаптации: легкую, среднюю и тяжелую. Критериями степени тяжести адаптации являются: эмоциональное состояние малыша; сон и аппетит; его отношения со сверстниками; отношения со взрослыми; частота и длительность острых заболеваний.
Легкая адаптация– поведение нормализуется в течение 10-15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения;
Адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса.
Тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
В современной педагогике организация работы в адаптационный период раннего детства рассматривается как комплекс усилий родителей, администрации дошкольного учреждения, медицинского и педагогического персоналов. Единые требования к ребенку в семье и в детском саду, соблюдение распорядка дня, тщательный гигиенический уход, укрепление физического здоровья малышей, правильная организация детских видов деятельности создадут благоприятную обстановку для формирования эмоционально уравновешенного поведения детей и успешной их адаптации к условиям дошкольного учреждения. Большое значение в период адаптации к детскому саду имеет контакт между семьей и дошкольным учреждением.
Чтобы уменьшить стрессовые реакции детей, в адаптационный период необходимо использовать такие формы организации детской жизнедеятельности, которые известны и понятны детям, знакомы им из личного опыта; формы работы, имеющие, по сути, терапевтический эффект, позволяющие отвлечь ребенка от разлуки с близкими, заинтересованность, снять напряжение, поддержать на стабильном уровне эмоциональное состояние, предполагающие участие мамы, других близких ребенку людей.
Это могут быть:
• игры с песком, которые стабилизируют эмоциональное состояние детей, дают простор для экспериментирования, предполагают возможность успешно играть одному, находясь в составе группы (в адаптационный период можно играть и на улице, и в группе - в уголке для игр с песком);
• просмотр и обсуждение с детьми любимых мультфильмов, которые они часто смотрели дома (к созданию мультколлекции желательно привлечь родителей).
• подвижные игры – забавы, основная цель которых – доставить детям радость и удовлетворение от совместного со сверстниками активного и одновременно увлекательного времяпровождения;
• все виды театра – настольные (театр игрушек или двусторонних картинок, стендовые (стенд – книжка, фланелеграф, теневой театр, кукольные, которые проводятся как за ширмой, так и без (с куклами бибабо, пальчиковыми, перчаточными, платочными, куклами – марионетками, т. к. встреча с театральными персонажами помогает детям расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу;
• знакомство с произведениями поэзии: пение колыбельных песен, рассказывание потешек и кумулятивных сказок о животных, в которых аккумулирован опыт народной педагогики по воспитанию маленьких детей в семье и которые обладают явным успокаивающим, терапевтическим воздействием на эмоциональную сферу малышей.
Таким образом, полноценное, разностороннее развитие ребенка данного возрастного периода зависит от успешного решения следующих задач:
• разнообразие предметной деятельности ребенка: знакомство с предметами ближайшего окружения, их свойствами, назначением и действиями с ними, показ разнообразных вариантов манипуляций с предметами, их отбора и группировки по свойствам;
• содействие развитию личности ребенка: создание условий для развития его самостоятельности в разных видах деятельности, самоуважения и чувства собственного достоинства через оценку успехов в деятельности и общении; побуждение ребенка к доброжелательным отношениям со взрослыми и сверстниками;
• обогащение связей ребенка с окружающим миром, развитие интереса к доступным его пониманию явлениям в повседневной жизни и в специально организованной деятельности с ребенком, перенос их в игровую, продуктивную, музыкально – художественную и другие виды детской деятельности;
• стимулирование и поддержка положительного эмоционального отклика на выполнение элементарных действий по самообслуживанию (одевание, раздевание, уборка игрушек); привитие навыков соблюдения опрятности и чистоты; воспитание интереса к трудовым действиям, поощрение желания выполнять их самостоятельно; укрепление здоровья ребенка, закаливание, повышение работоспособности и устойчивости нервной системы, развитие основных видов движения (ходьба, бег, бросок, ловля, прыжки);
• расширение запаса понимаемых слов и обогащение активного словаря.
«Маму милую, родную
На прощанье поцелую.
Здравствуй, здравствуй, детский сад!
Всех я видеть очень рад!»
ПРИВАРСКАЯ С.