Долотказина Марина
Создание творческой музыкальной зоны в свете выполнения требований ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:
2.4. Программа направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Публикация «Создание творческой музыкальной зоны в свете выполнения требований ФГОС» размещена в разделах
II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ОБЪЕМУ:
2. 6 Содержание программы:
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Рекомендации:
Создание творческой зоны в группе необходимо для развития музыкальных и творческих способностей дошкольника. Это неотъемлемая часть всего педагогического процесса, которая очень важна для воспитания в ребёнке эстетических, культурных и нравственных качеств, а также для выявления и развития у него творческих и музыкальных способностей.
С чего начать создание такой творческой зоны?
I Изучить рекомендацию для воспитателей по организации и оформлению музыкального уголка в группе.
II Совместно с музыкальным руководителем подобрать оборудование
по разделам, которые соответствует данной возрастной группе:
2.1. Слушание :
-Приобрести портреты известных русских, зарубежных (в том числе современных композиторов (М. Глинка, П. Чайковский, Д. Кабалевский, А. Моцарт, Л. Бетховен, И. Бах, Красев);
-Пополнить фонотеку по слушанию и восприятию музыки (классические, детские, тематические и современные музыкальные произведения)
-Приобрести DVD диски с познавательной информацией об искусстве.
-Подобрать иллюстрации музыкальных инструментов, ноты, картинки с изображением животных поющих, танцующих или играющих на музыкальных инструментах.
2.2. Игра на детских музыкальных инструментах :
-Бутафорские музыкальные инструменты — игрушки (изготавливаются педагогами, совместно с детьми) - это не озвученные плоскостные музыкальные инструменты, изготовленные из плотного картона или тонкой фанеры, которые нужны для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами (пианино, гармошка, балалайка);
- Материал для творческих сюжетно-ролевых игр – это мягкие игрушки, мягкие музыкальные игрушки, куклы - неваляшки, образные музыкальные поющие или танцующие игрушки (собачка котик, петушок, зайка);
-Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования : детское пианино, гармошка, со средней группы добавляется металлофон;
-Озвученные игрушки: (музыкальный молоточек, шарманки, гитары, погремушки, музыкальные волчки) Дети рассматривают их, пытаются извлечь из них отдельные звуки или фиксированную мелодию;
-Шумовые инструменты: бубны, погремушки, барабаны, маракасы, колокольчики маленькие и большие, бубенчики, ложки.
2. 3 Пение и подпевание:
-Завести тетрадь для записи песен, стихов, потешек, разучиваемых на музыкальных занятиях;
- Приобрести аудиозаписи плюсов или минусов, разучиваемого песенного материала.
2. 4 Дидактические игры:
-«Солнышко или дождик» (на различение характера музыки
-«Тихо-громко» (на различение динамики)
-«Угадай на чем играю» (на развитие тембрового и звуковысотного слуха)
-«Ритмические матрёшки» (на развитие ритмического слуха)
III Оформить папку с теоретическим материалом :
3. 1Консультации для воспитателей:
3. 2Консультации для родителей:
3.3 Сценарии музыкальных утренников, проводимых в группе.
При оформлении музыкально-творческой зоны нужно помнить о возрастных и индивидуальных возможностях детей. Так, для детей 3-5 лет оформление лучше строить на сюжетной основе, а для детей более старшего возраста – на дидактической.
Музыкальная предметная среда должна соответствовать глазу, действиям руки, росту ребенка.
В музыкальном уголке должны стоять шкаф, полки для музыкальных пособий, стол, стулья для дидактических игр. Пособия развивающей среды добротны, эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними. На полу должны лежать ковры и мягкие пуфики. Это создает уют и способствует концентрации внимания.
В углу лучше поставить DVD-плеер, с помощью которого дети прослушают музыку, различные мультфильмы, а также мелодии, способствующие психологической релаксации и психическому расслаблению.
Обычно на стенах музыкального уголка вывешивают стенды. На них закрепляются тексты песен, стихи, частушки, фотографии детских выступлений, композиторов, красочные плакаты, картинки с музыкальными инструментами.
Музыкальный уголок можно оформить очень интересно и ярко - в виде подиума сцены, на ступеньках которой располагаются необходимые пособия по музыкальному воспитанию, также в виде пирамидки, в младших группах - на сшитых из ткани различных персонажей это могут быть Петрушка, матрешка, снеговик.
Творчески оформленный музыкальный уголок поможет не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней, но и разовьет воображение детей, активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь.
Музыкальный уголок можно оформить совместно с другими уголками, например, с речевым или познавательным.
Интересным вариантом оформление является объединение музыкальной и театральной зон.
Предлагаю поместить в музыкальный уголок следующие виды театров:
1. Театр картинок (Фланелеграф). (Как изготовить) Вырежьте персонажей сказок из картона, а с обратной стороны приклейте кусочки фланели, такие фигурки будут отлично держаться на фанерке обтянутой фланелью.
С помощью наглядного сопровождения картинок, игрушек дети учатся следить за действиями персонажей в коротких стихах, потешках, сказках.
2. Пальчиковый театр (куклу можно изготовить из обрезанных перчаток, приделать глазки, ушки, косички). Игры с пальчиковыми куклами помогут ребенку научиться управлять движениями собственных пальцев.
3. Настольный театр (русские народные сказки)
Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо 1-2 раза в месяц обновлять пособия в музыкально-театральной зоне, вносить новое оборудование.