Мария Васильевна Салтыкова
Родительское собрание «Современный мир игрушек и мультфильмов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Привлечь внимание родителей к детской игре как деятельности, удовлетворяющей потребности ребенка в познавательном и эмоциональном общении. Обратить внимание родителей на достоинства и недостатки мультфильмов советского и американского происхождения
Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу грамотного подхода к просмотру мультфильмов и телепередач детьми.
Задачи:
Публикация «Родительское собрание „Современный мир игрушек и мультфильмов“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
1. Показать родителям значение современных игр и игрушек для развития ребёнка.
2. Значение организации игровой среды в условиях семьи для формирования игровых навыков у ребенка.
3. Развитие навыков общения со своим ребёнком в процессе игры.
Ожидаемые результаты:
- повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи.
Информационно-техническое обеспечение:
- слайды;
- плакаты с цитатами об игре;
- памятки для родителей;
- результаты анкетирования родителей;
- видеоролик «Развивающие игры для дошкольников».
- современные игрушки
Материалы и оборудование:
- для творческой работы (листы белой бумаги формата А4, ножницы, карандаши, фломастеры, клеящие карандаши, цветная бумага,игрушек, сундук); набор игрушек;
План собрания :
1. Организационный момент, упражнение «Мяч радости»
2. Повестка родительского собрания
3. Награждение грамотами родителей
4. Игровое упражнение «Коробка с игрушками»
5. Доклад воспитателя «Современные игрушки»
6. Игровое упражнение с родителями «Полка с игрушками»
7. Доклад воспитателя «Современные мультфильмы» просмотр видеоролика «мультфильм Барбоскины 14 серия»
8. Практическое задание для родителей, работа по карточкам педагогические ситуации.
9. Игра с родителями «Шкатулка желаний»
10. Заключение итог собрания.
Организационный момент, упражнение «МЯЧ РАДОСТИ»
Родители заходят, рассаживаются произвольно. Звучит музыка, помогающая снять усталость, настраивающая на совместную работу. Столы расположены полукругом. На мольберте — стенгазета.
-Я хочу поделиться с вами радостным настроением. Для этого поверните обе руки ладонями вверх, а «мяч радости» покатится по ним, оставляя вам хорошее настроение. Условие: мяч нельзя ронять, перебрасывать. Мяч должен катиться.
Повестка родительского собрания
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас в нашей уютной группе (познакомить с планом собрания)
Награждение грамотами родителей
«Очень хочется начать нашу встречу с особенно приятного момента, а именно, с благодарности всем вам! Спасибо вам за то, что вы поддерживали нас в течение всего года и своим участием помогали сделать нашу группу и наш детский сад добрым, светлым и радостным домом для детей!»
Награждение родителей.
Игровое упражнение «Коробка с игрушками»
Для того, чтобы нам можно было работать в более тесном контакте, мы сейчас с Вами немного поиграем.
Проводится игра с родителями.
Доклад воспитателя «Современные игрушки»
У меня (да и не только у меня) в детстве игрушек было немного. Тогда при всем желании завалить игрушками полкомнаты не представлялось возможным. Жили стесненно, каждый метр жилплощади был на счету. У нас, например, когда семья укладывалась спать, все свободное пространство занималось раскладушками. Людям негде было повернуться. Какие уж там горы игрушек!
Сейчас рассказы про коммуналки кажутся большинству детей «ужастиками». И выбор игрушек такой, какой нам даже не снился. Пределом мечтаний для моих сверстниц была немецкая резиновая кукла с открывающимися глазами и волосами, которые можно было мыть и расчесывать. Чье воображение нынче этим потрясешь?.
Почему современные родители, придя на прием к психологу, нередко жалуются, что ребенок не хочет играть, хотя игрушек у него больше, чем в ином магазине? И почему психологи все настойчивей бьют тревогу, соединяя два, на первый взгляд, несоединимых понятия: «детские игрушки» и «опасность»?
Изобилие-тоже стресс
Впервые я услышала об этом за границей и, помнится, не поверила. Нам, уставшим от вечного дефицита, это казалось немыслимым. Но теперь мы имеем возможность прочувствовать многое на собственном опыте. И этот опыт свидетельствует, что чрезмерное разнообразие тоже действует на психику угнетающе.
Где простор для творчества?
Не способствует развитию детской инициативы и новая тенденция создавать полностью укомплектованный мир игрушечных персонажей. Самый яркий пример –«империя Барби». Для нее можно приобрести в магазине все, начиная от нарядов и кончая автомобилем или яхтой. Вроде бы здорово, лишь бы деньги были. Но человека, разбирающегося в детской психологии, это в восторг не приведет.
Ребенку для развития необходимо прикладывать какие-то усилия: домысливать, фантазировать, учиться делать многое своими руками. Зачем шить, рискуя уколоться иголкой, выкраивать из лоскутков, распарывать и перешивать,если что-то не получится, когда кукольное платье можно купить в магазине? Зачем напрягаться? В итоге формируется психология потре6ителя, привычка скользить по поверхности, уклоняться от трудностей – то, на что сейчас так часто сетуют родители и что очень мешает ребенку, когда он поступает в школу.
Игрушки для «полового воспитания»
С темой Барби перекликается и тема игрушек для так называемого «полового воспитания», которые в последнее время появились на прилавках. Я имею в виду кукол с половыми органами. В журналах для родителей уверяют, что это очень полезно для «половой самоидентификации ребенка». Хотя остается открытым вопрос: как же столько веков подряд дети «самоидентифицировались» без подобных игрушек?
На самом деле подобные игрушки – одно из начальных звеньев в цепи мероприятий, направленных на сокращение рождаемости. В разработке этой политики участвовало много западных психологов и психиатров, была поставлена не одна сотня экспериментов. «Игрушки для полового воспитания» действительно воспитывают. Только не хорошего семьянина или гармонично развитую личность, на что надеются родители, верящие «прогрессивным» журналам, а их прямую противоположность. Но и это еще не все! Я уже видела в продаже натуралистично изображенных мальчиков с… девичьими бантиками на лысой головке! Сценка на миниатюрном базаре возле нашего метро. – А бантик зачем? – изумляется женщина, разглядывая такую игрушку. – А я почем знаю? – пожимает плечами продавщица. – Наверное, на фабрике перепутали… у нас вся партия такая. Да вы бантик снимите, если не нравится, и все дела. А вообще-то игрушка хорошая, оригинальная… Я своему внуку уже купила. Как вам такое «развитие половой самоидентификации»?
Самые лучшие игрушки-природные
«Это камешки, песок, шишки, палочки, лоскутки. Они могут быть всем», - говорит д-р психологических наук Вера Васильевна Абраменкова, посвятившая не один год своей жизни изучению того, как влияют современные игрушки на психику детей. – А чем может быть машинка? Только машинкой. (Правда,если это грузовик, то, вероятно, он может стать еще и ящиком для хранения кубиков, кроватью для мишки или каретой для путешествий кота и проч. А чем может быть электронная игрушка с четырьмя кнопками? Совершенно очевидна ее монофункциональная однозначность – нажимай на кнопки и все!»
А мой младший сын, ему тогда было одиннадцать, увлекся игрой в… пуговицы. Он набрал их с полтысячи, выпрашивал у родственников и знакомых. Но не для того, чтобы просто разложить по мешочкам в качестве коллекции. Это были знатные рыцари, простые солдаты, мирные горожане. Для каждого) он придумал свою сказочную историю и потом разыгрывал на паласе – то с друзьями, а то и один – увлекательные баталии, сочинял захватывающие приключения. И очень гордился тем, что таких игрушек и такой игры нет больше ни у кого.
Мой ласковый и нежный монстр
Еще опасней для детской психики увлечение игрушечными монстрами и монстриками, киборгами, троллями и проч. Короче, всеми теми персонажами, которые можно по-русски обозначить словом «чудовище». Даже если они будут с виду не такими уж и страшными, обольщаться не стоит.
Игрушка не просто забава. Она дает детям яркие, запоминающиеся образы, и от того, какими они будут, во многом зависит формирование их морально-нравственных представлений, картины миры. Какие чувства укореняются в душе ребенка, когда он привязывается к монстру, начинает его любить? А если ребенок будет с монстром играть, это неизбежно произойдет – с нелюбимыми игрушками дети не играют. Значит, он начнет видеть в безобразии что-то привлекательное, видеть в зле, которое в детском возрасте прочно ассоциируется с понятием «некрасивый», добро.
Таким образом, понятия добра и зла будут размыты, еще не успев толком оформиться. А ведь детское сознание недаром так устроено, что не воспринимает полутонов и нюансов. Или – или. Или плохой, или хороший. Или добрый, или злой. Или можно, или нельзя. А если сегодня можно, а завтра то же самое нельзя, возникает волнение, возмущение, протест, в глубине которых таится страх. И это понятно: окружающий ребенка мир сложен, часто непостижим, ему нужны простые, четкие ориентиры, чтобы чувствовать себя в безопасности.
Потом, когда человечек повзрослеет, к нему придет способность различать оттенки понятий, качеств и отношений. Но сначала нужно заложить базу. На шатком фундаменте прочного здания не построишь.
К психологам все чаще приводят детей, которые не могут адаптироваться к коллективу сверстников, постоянно вступают в конфликты и не удерживаются даже в дорогих частных школах. И когда специалисты начинают разбираться, нередко оказывается, что от природы ребенок совсем не агрессивен. Просто он подражает своим любимым киногероям, воспроизводит модели поведения, которые сплошь и рядом предлагаются в компьютерных играх. А начиналось все еще раньше, с выбора игрушек.
Игровое упражнение с родителями «Полка с мультиками»
Проводится игра с родителями.
Доклад воспитателя на тему «Современные мультики»
Телевизионное воздействие формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир. Внутренний мир еще только складывается, и существенную роль в его формировании играет все, что они получают от взрослых: игры, сказки, совместные занятия, в том числе и телевизионные передачи. Они не только способ времяпровождения, но и средство воспитания.
Многие родители рано или поздно задумываются над тем, какое влияние оказывают мультфильмы на их детей. Большая часть продукции американской фабрики не безвредна, и многие чувствуют, что есть большая разница между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными (от американских до японских). По мнению детского психолога Ирины Яковлевны Медведевой, за этим различием стоят глубокие расхождения в картине мира. В выборе мультфильма надо быть осторожнее, чем в выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее. Если говорить о «советских» мультфильмах, то они хороши тем, что в них отражается нормальная для ребенка, картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно – добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. И оказывается, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему не сочувствовал. Очень важно, что в «советских» мультфильмах злой персонаж подавался в юмористической форме, что уравновешивало его отрицательную сущность. Такая картина мира гармонизирует психику ребенка. Для детей они дают правильные модели поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим.
Лучшими отечественными мультфильмами являются маленькие притчи, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий духовный смысл. Причем многие мультфильмы непросто показывают «положительных» кукол и зверей, но и дают программу воспитания в себе качеств настоящего человека. Например, довольно старый мультфильм «Волшебный мешочек» (реж. А. Полушкин,
«Куйбышевтелефильм»,1975г.).
Сюжет узнаваемый: у благовоспитанного медведя Спиридона растет внук Ивашка, который больше всего на свете любит озорничать и делать то, что хочется. Звери жалуются, дед переживает и, наконец, решается на педагогический эксперимент: разрешает внуку озорничать, но при этом наполнять мешочек камешками, после каждого сделанного доброго дела. Сначала он с большим трудом находит какое-то полезное приложение своих медвежьих сил, потом видит вокруг все больше и больше возможностей помочь кому-то и мешочек, через некоторое время стал полным. Наступила долгожданная свобода, но и в другие дни тоже нашлись разные неотложные дела, так что время проказ больше не наступает.
Есть известный духовный закон: «Когда нет в тебе любви и милосердия, твори дела милосердия и постепенно воспитаешь свое сердце». В «медвежьем» педагогическом приеме интрига и опасность заключалась в том, что дед разрешил внуку озорничать после. Он рисковал, но духовный закон сработал. Конечно, мы не должны помнить о добрых делах, которые совершаем (не «класть камешек» себе в зачет). Но если сердце не воспитано – надо же с чего-то начинать.
Бывает, что «подсчет своих камешков» становится привычкой и чертой характера, которую называют тщеславием. Объяснить это ребенку, если он действительно старается сделать что-то хорошее, но — исключительно из надежды на похвалу, можно с помощью мультфильма «Самый маленький гном» (реж. М. Каменецкий, «Союзмультфильм»)
Он тоже – о воспитании сердца, о том, как самый маленький гном по имени Вася учится делать добро, в каждой из нескольких серий выручая из беды героев сказок: Красную Шапочку, семерых козлят, трех поросят и других. Есть в этом мультфильме замечательный образ одного «спасателя». В вечно сказывающейся сказке лиса постоянно уносит петушка-золотого гребешка за темные леса и другой сказочный ландшафт, а спасает петушка его друг-кот. Заслуг у кота накопилось много. Когда гном Вася прибегает звать его на помощь, но на этот раз спасать петушка от лисы кот отказался.
Мультфильм этот хорош не только тем, что в нем есть положительный Вася, который побеждает волка, а тем, что Вася при этом – самый-самый маленький. А значит, если кому-то нужна помощь, рост не имеет значения.
В мультфильмах, как и в жизни, самыми добрыми и отзывчивыми чаще всего оказываются не большие и сильные, а маленькие и слабые (если иметь в виду мускулы). Про это рассказывает мультфильм «Самый большой друг» (реж. П. Носов, «Союзмультфильм»)
В Африке живет злой крокодил и африканская девочка с друзьями –щенком, цыпленком, колокольчиком и бегемотом. На титул самого большого друга претендует бегемот. Но злому крокодилу вся эта дружба надоела.
Девочку он решил съесть. Не очень крупные друзья ее все время выручали, а вот бегемот в критический момент испугался и убежал. В конце девочка объясняет бегемоту, что все кто ей помог маленькие, но большие друзья. А он такой большой и бросил ее в беде.
Рассмотрим такой пример, в беду попадает сам враг – крокодил. Крокодил довольно распространенный герой мультфильмов. Еще один крокодилий характер есть в мультфильме «Птичка Тари» (реж. Г. Сокольский, «Союзмультфильм»)
У этого крокодила, как полагается, все было страшное: страшный хвост, страшная пасть и очень страшные зубы. А еще он никогда никому не сказал доброго слова, поэтому его все бояться и не любят.
Но самое страшное было то, что он один во всей Африке не чистил зубы. Когда у крокодила разболелись зубы, он очень страдает. Джунгли счастливы, звери рады. Но прилетает птичка Тари, жалеет крокодила и дает первый урок. А крокодил зубы не чистил потому, что лапы у него коротки. Поэтому крокодил и был такой злой. Ведь стоило отважной и доброй птичке Тари вычистить зубы крокодила, и он впервые в жизни сказал доброе слово: «Спасибо». Птичка Тари сильно рисковала. И для ребенка это еще один важный момент в познании мира: есть, оказывается, в жизни такие вещи, которые важнее своей безопасности и даже жизни. И мультфильм может рассказать об этом, не пугая (а значит, не отпугивая) ребенка, а, наоборот, привлекая сердце к таким героям веселой и доброй сказки.
На сегодняшний день телевидение исполняет не столько информативную функцию, сколько управляет мозгом человека. Самое страшное, что главными жертвами телевизионного помешательства становятся маленькие дети. Передачи, кино и, главное, мультфильмы — это все, чем сегодня напичкан современный ребенок. Самым сильным аспектом детского восприятия реальности можно смело назвать влияние мультфильмов на детей.
Что же сейчас показывают детям и какую идею преследуют мультипликаторы? Во-первых, мультфильм давно перестал быть ценностью искусства. Если в советские времена старались обращать внимание на цензуру и вкладывали в каждый мультфильм какую-то поучительную или познавательную идею, то сейчас мультфильм больше похож на сериал для детей, хотя при просмотре нескольких таких серий даже взрослый человек будет озадачен тематикой. Немудрено, что колоссальное влияние мультфильмов на детей происходит из-за откровенного подхода ко многим темам, которые дети не решаются обсуждать со взрослыми. А вот «добрый» телевизор быстро решает эту проблему.
Современный ребенок вынужден смотреть мультфильмы не по причине развития восприятия и мышления. Часто родители спасают свой рабочий день или досуг благодаря «Лунтику», «Шреку» и бессмертному мультику «Том и Джерри». Интернет в этом смысле поступает предательски: он дает возможность скачать все серии и занять ребенка просмотром на целый день, чему родители искренне рады, ведь наконец-то они спокойно смогут заняться своими делами. Влияние мультфильмов на детей заканчивается тем, что ребенок при неожиданном прекращении просмотра начинает нервничать, плакать и проявлять настоящую истерику. Чтобы успокоить ребенка, родители включают мультфильм заново, не понимая, что ребенок впал в зависимость.
Рассмотрим главные аспекты негативного влияния мультфильмов на детей :
Агрессия.
Ребенок наблюдает добро и зло в олицетворении главных героев. Не всегда ему может импонировать Джерри, ведь находчивый Том куда хитрее и забавнее. Это повод обратить внимание на поведение вашего ребенка во дворе, в саду и в школе. А вдруг он ведет себя точно так же, как Том? Стало быть, обижает тех, кто слабее и меньше его, но не чувствует вины, ведь мама и папа разрешают ему смотреть такой мультфильм, значит все в порядке.
Склонность к подражанию.
Если внешность — это еще полбеды, то подражание опасным сценам из жизни героя — это ужасно. Ребенок может попробовать выпрыгнуть из балкона, зная, что Чип и Дейл делали это неоднократно и становились героями. Если родители не в состоянии проконтролировать досуг своего ребенка, то они хотя бы должны объяснить разницу между реальной жизнью и мультфильмом, иначе будет беда. То же самое можно сказать и об экспериментах. Вы думаете, откуда ваш ребенок знает, как делать бомбы из пороха и серы? А не вы ли оставили его наедине с боевиком или мультфильмом, в котором главный герой проделывал нечто похожее? Склонность к подражанию — это хорошее явление, если ребенок учится подражать хорошему. Берегите его от негатива всеми возможными способами.
Особенности содержания Американских мультфильмов.
Телевидение ориентировано на детей, как на маленьких, так и подрастающих. Для того, чтобы завлечь детей существует множество каналов, которые показывают мультфильмы, сериалы. Когда ребенок смотрит мультфильмы, словно отключается от всего того, что его окружает. Не реагирует на нормальное звучание речи, а после просмотра мультфильмов или сериалов в маленьком ребенке просыпается не детская агрессия, а порой страхи.
Американский мультфильм, только с виду кажется весьма безобидной поделкой. Часто так же кажется поделкой весьма глупой и грубой, но, не несущей никакой особой смысловой, а, тем более, идеологической, нагрузки. Прежде всего, в этих мультфильмах абсолютно другая картина мира. Мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И только крупицы добра в виде каких-нибудь ниндзя-черепашек стараются со злом сразиться. И зло, как правило, уничтожается физически, что абсолютно не привычно для нашего образа действия в сказках, где со злом старались бороться другими способами: его пытались перехитрить или уговорить. Некоторые родители, (не осознавая полностью всего, просто запрещают своим детям смотреть их. Они воспринимают эти мультфильмы как «очень злые и не учащие добру». Многие родители не запрещают своим детям смотреть их. Не запрещают не потому, что не почувствовали растленного влияния данной продукции, а потому что их они даже не смотрели. Они не смотрят эти фильмы по той причине, что привыкли к ещё советской системе - «по телевизору детям плохого не покажут».
Практическое задание для родителей, работа по карточкам
Ситуация 1
Мать:
-Сынок, собирай игрушки, пора спать.
Сын не реагирует.
Мать: Сынок, я кому говорю. Собирай игрушки и спать! Отец, скажи ему хоть что-нибудь. Ты совсем не занимаешься воспитанием. Отец должен воспитывать сына.
Отец: А я и не воспитатель. Пусть воспитатели детьми занимаются, им деньги за это платят. А я на работе устал.
Мать (обращаясь к сыну) : Вот не будешь слушать мать, вырастешь лентяем, как твой отец!
Отец: А будешь слушать мать, вырастешь подкаблучником.
Кто должен заниматься гендерным воспитанием?
- Какова роль образовательного учреждения в этом процессе?
Ситуация 2
Воспитатель: -Ребята пойдёмте мыть руки перед завтраком, мальчики не забывайте пропустить девочек вперёд и уступить им место.
Дима : А почему я должен уступать место девочкам?
Как ответить на вопрос мальчика?
Почему у ребёнка возник такой вопрос?
Ситуация 3
После сна дети обнаружили в игровой комнате новый набор «Парикмахерская» сразу несколько детей захотели поиграть, кто-то слал клиентом, но Ваня и Лиза не желают уступить роль парикмахера друг другу.
Как поступить в данной ситуации?
Почему возникла данная ситуация.
Ситуация 4. Мать привела ребенка в детский сад
Воспитатель (обращаясь к ребенку). Тебе, наверное, хочется поиграть с ребятами? Иди, поиграй.
- Нет, я их сейчас расстреляю!
Воспитатель. За что же ты их хочешь расстрелять?
- А просто так, потому что я – разбойник!
Мама. А ему бы только стрелять да в войну играть, другие игры его не интересуют. Боевой растет, уж слишком даже!
Воспитатель – А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к спокойным играм!
Мама А зачем? Пусть играет, во что хочет! Какое это имеет значение?
Вопросы:
- В чем, по вашему мнению, значение игры для усвоения мальчиками и девочками будущих социальных ролей?
- Какие игрушки нужны мальчикам, чтобы они выросли настоящими мужчинами?
- Какие игрушки нужны девочкам, чтобы они выросли хорошими мамами и хозяйками?
Ситуация 5.
За Димой в детский сад пришла мама. Он радостно ей: «Мама, а мы сегодня птичку клеили!»
Мама Почему у тебя вся одежда мокрая?
Дима Воспитательница сказала, что я очень старался.
Мама Сколько раз тебе говорить – клади штаны и варежки на батарею!
Дима Я ещё дома попробую такую птичку сделать
Мама Вот теперь пойдёшь в мокром.
Мальчик замолчал и стал нехотя одеваться.
В чём мама допускает ошибку? Как бы Вы поступили на её месте?
Игра с родителями «Шкатулка желаний»
Игра «Шкатулка»
Воспитатель: Предлагаю каждому из Вас написать на бумаге пожелание, какие качества Вы хотите воспитать в своём ребёнке? Чего, по вашему мнению, не хватает вашему ребенку? Наша шкатулка волшебная! Всё, что запланируете, мы постараемся учесть в работе. Итоги подведём в конце учебного года.
Заключение, итог собрания.
Решение родительского собрания :
1. Использовать информацию, полученную на родительском собрании, для развития игровой деятельности детей.
2. Родителям принимать активное участие в создании условий для развития игровой деятельности детей в группе : изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр, изготовление разных видов театров и пр.
3. Систематически играть вместе с ребёнком дома в разные игры (сюжетно-ролевые, настольно-печатные, подвижные, пальчиковые, дидактические, словесные).