Наталья Козлова
Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является - партнерский подход - более сложный многооб-разный способ организации совместной деятельности родителей и педаго-гов. ФГОС стимулирует сделать этот выбор в сторону новой модели развития отношений между детским садом и семьей – открытой модели партнерского, конструктивно-го взаимодействия.
Темочки:
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Так же одним из основных подходов в работе с родителями должен стать диффе-ренцированный подход. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь диф-ференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родитель-ские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Задача педагогов ДОУ заинтересовать и привлечь родителей к сотрудничеству с коллективом педагогов ДОУ, через использование как традиционных, так и новых форм взаимодействия.
Для успешного сотрудничества с родителями необходимо придерживаться некоторых принципов взаимодействия :
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями: позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа пе-дагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны катего-ричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администраци-ей детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителя-ми. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет от-ношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелатель-ное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хоро-шо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход - необходим не только в работе с детьми, но и в работе с ро-дителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество: современные мамы и папы в большинстве сво-ем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педа-гогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффек-тивнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педаго-гических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского са-да разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Готовимся серьезно: любое, даже самое небольшое мероприятие по взаимодействию с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положи-тельный имидж учреждения в целом.
5. Динамичность: детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функ-ционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запро-сы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей.
Среди наиболее эффективных путей сотрудничества семьи и ДОУ по мнению Н. П. Гришаевой можно выделить следующие:
Пробуждение интереса родителей к жизни детей в группе через каждодневные вопросы детей к родителям в технологии «Ежедневный рефлексивный круг», запись видеоматериа-лов о жизни детей в ДОО и последующий показ ее на сайте.
Совместная деятельность детей и родителей в «Ситуациях месяца», «Социальных акци-ях» и «Клубных часах».
Детальное изучение потребностей и интересов конкретных родителей в каждой группе и создание таких мероприятий, которые удовлетворяли бы разные группы родителей: для одних важно ходить в походы, посещать театры, музеи; для других – принимать участие в «Социальных акциях» или мастер-классах. Главное – найти для каждой группы интересные и новые дела.
Создание реальных условий для взаимодействия родителей и педагогов открытой груп-пы, куда родители могут приходить как помощники воспитателей.
Совместное ежемесячное планирование групповой деятельности родителей и педагогов.
Создание атмосферы доверия и сотрудничества педагога и родителей, что предполагает выработку реального механизма защиты педагогов от необоснованных претензий родите-лей, а также механизмов защиты родителей от негуманистических методов общения с ними педагогов.
Создание условий для проявления инициативы и творчества у родителей
Показ на своем примере гуманистических способов и методов общения с ребенком.
Как я уже говорила выше, задача педагогов ДОУ заинтересовать и привлечь родите-лей к сотрудничеству с коллективом педагогов ДОУ, через использование как традици-онных, так и новых форм взаимодействия.
Все формы взаимодействия с семьями воспитанников подразделяются на
• коллективные (массовые, индивидуальные и наглядно-информационные;
• традиционные и нетрадиционные.
Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.
Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.
Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.
В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы проверенные временем. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение ро-дителей, которое осуществляется в двух направлениях: внутри детского сада проводится работа с родителями воспитанников данного ДОУ; работа с родителями за пределами ДОУ. Ее цель – охватить подавляющее большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или нет.
Особой популярностью в настоящее время, как у педагогов, так и у родителей поль-зуются нетрадиционные формы общения направленные на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше уз-нают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближают-ся с педагогами.
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
Наименование Цель использования Формы проведения общения
Информацион-но-аналитиче-ские Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамот-ности Проведение социологических срезов, опросов,
«Почтовый ящик», индивидуальные блокноты
Познавательные Ознакомление родите-лей с возрастными и психологическими осо-бенностями детей до-школьного возраста. Формирование у роди-телей практических на-выков воспитания детей.
Семинары-практикумы, тренинги, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, мини-собрания, педагогический бри-финг, педагогическая гостиная, устные педаго-гические журналы, игры с педагогическим со-держанием, педагогическая библиотека для родителей, исследовательско - проектные, ро-левые, имитационные и деловые игры.
Досуговые Установление эмоцио-нального контакта меж-ду педагогами, родите-лями, детьми Совместные досуги, праздники, выставки работ родителей и детей, кружки и секции, клубы отцов, бабушек, дедушек, семинары, практи-кумы.
Наглядно-ин-формационные: информационно-ознакоми-тельные; ин-формационно-просветитель-ские Ознакомление родите-лей с работой дошколь-ного учреждения, осо-бенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о вос-питании и развитии де-тей Информационные проспекты для родителей, альманахи, журналы и газеты, издаваемые ДОУ для родителей, дни (недели) открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей родителями, выпуск стенгазет, организация мини-библиотек.
Доминирующую роль среди форм общения педагог - родители по сей день продол-жают играть познавательные формы организации их взаимоотношений. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изме-нению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенно-стями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и прие-мами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.
По-прежнему в этой группе лидируют следующие традиционные коллективные формы общения:
Общее родительское собрание ДОУ. Его цель - координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оз-доровления и развития воспитанников
Педагогический совет с участием родителей. Целью данной формы работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.
Родительская конференция - одна из форм повышения педагогической культуры ро-дителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность (педагоги, специалисты отдела образования, медицинские работники, учителя, педагоги-психологи и т. д.).
Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интере-сующие родителей. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что по-следние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Главное назначение кон-сультации - родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддерж-ку и совет. Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить ли-тературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос.
Педагогический консилиум в работе с родителями можно и нужно использовать дан-ную форму, так как она помогает лучше и глубже понять состояние отношений в конкрет-ной семье, вовремя оказать действенную практическую помощь (если, конечно, у родите-лей есть желание что-то изменить в сложившейся ситуации). В состав консилиума могут входить воспитатель, заведующий, старший воспитатель, педагог-психолог, учитель - ло-гопед, представитель родительской общественности. На консилиуме обсуждается воспита-тельный потенциал семьи, ее материальное положение и статус ребенка в семье. Итогом работы консилиума может быть: наличие сведений об особенностях конкретной семьи; оп-ределение мер помощи родителям в воспитании ребенка; разработка программы в целях индивидуальной коррекции поведения родителей.
Групповые собрания родителей - это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы).
При подготовке к родительскому собранию следует придерживаться следующих пра-вил: собрание должно быть целенаправленным; отвечать запросам и интересам родителей; иметь четко обозначенный практический характер; проводиться в форме диалога; на соб-рании не стоит придавать гласности неудачи детей, просчеты родителей в воспитании.
Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными формами. Хочется предос-теречь педагогов от увлечения развлечениями : некоторые считают, что с родителями надо попить чаю, провести игры. В этом случае педагогическое содержание «уходит». Целесо-образно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных ме-роприятий с родителями можно организовать беседы и собрания.
«Круглый стол» проводится в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов, где обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания.
Родительский совет (комитет) группы – это группа родителей, которая регулярно со-бирается для того, чтобы содействовать администрации ДОУ, воспитателям группы в со-вершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников, свободного развития личности; участвовать в организации и про-ведении совместных мероприятий. Как правило, в члены родительского совета выбирают родителей с активной жизненной позицией, которые заинтересованы в улучшении пребы-вания детей в ДОУ.
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей, где они знакомятся со структурой и спецификой проведения организованной образовательной деятельностью в ДОУ.
Все вышеперечисленные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы можно рассматривать и как нетрадици-онные. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам извест-ных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и других. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей. К таким «старым формам на новый лад» можно отнести:
«Дни открытых дверей» - сегодня можно говорить о данной форме общения педагогов и родителей как нетрадиционной, в связи с изменением принципов взаимодействия педа-гогов и родителей. По мнению исследователей, дошкольное учреждение способно в пол-ной мере удовлетворить запросы родителей только при условии, что оно является откры-той системой. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль обще-ния педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него.
Презентация дошкольного учреждения - это осовремененная в соответствии с от-крывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах (официальный сайт учреждения, мини – сайт группы, электронное портфолио педагога или группы).
Клубы для родителей - данная форма общения предполагает установление между пе-дагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости се-мьи в воспитании ребенка, и родителями - что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей.
Вечера вопросов и ответов - эта форма позволяет родителям уточнить свои педагоги-ческие знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.
Мини-собрания - выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании. Таким образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема.
Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специа-листов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Примерными темами игр могут стать: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?»
Тренинги - помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.
Дни добрых дел – это дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимо-отношений между воспитателем и родителями. В зависимости от плана работы, необходи-мо составить график помощи родителей, обговорить каждое посещение, вид помощи, ко-торую может оказать родитель и т. д.
Подобные формы: Дни общения, День папы (бабушки, дедушки и т. д.)
Досуговые формы взаимодействия с семьями воспитанников - призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более довери-тельные отношения между родителями и детьми.
Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования).
Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи.
Благотворительный (социальные) акции.
К данным формам также можно отнести: кружки и секции; выпуск стенгазеты, се-мейные встречи; веломарафон, посвящённый Дню защиты детей (1 июня); музыкальные и литературные салоны; коллекционирование и т. д.
Наглядно-информационные формы взаимодействия
Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родите-лей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного уч-реждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:
информационно-ознакомительная – призвана познакомить родителей с самим дошко-льным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспита-нием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.
информационно-просветительская - направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключа-ется в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное - через газеты, организацию выставок и т. д.
Главная задача данных форм работы - познакомить родителей с условиями, зада-чами, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ (группе) и способствовать пре-одолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывать практическую по-мощь семье. К ним относятся: записи бесед с детьми, видеофрагменты организации раз-личных видов деятельности, режимных моментов, ООД; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.
Необходимо отметить, что отношение педагогов к традиционным методам наглядной пропаганды на современном этапе развития взаимоотношений педагога и родителей неод-нозначно. Ряд воспитателей убеждены, что наглядные формы общения с родителями не-эффективны в современных условиях. Они объясняют это тем, что родители не интересу-ются материалами, размещенными на стендах, папках-передвижках. А педагоги часто стремятся подменить непосредственное общение с родителями информационными объяв-лениями, статьями из газет и журналов. По мнению других воспитателей, наглядные формы общения способны выполнять задачи ознакомления родителей с методами и приемами воспитания, оказывать им помощь в решении возникающих проблем. При этом педагогу необходимо выступать в качестве квалифицированного советника, который может подска-зать нужный материал, обсудить вместе с родителями возникшую трудность.
Рассмотрим группу традиционных информационно-ознакомительных форм.
Уголок для родителей. Невозможно представить детский сад без красиво и оригиналь-но оформленного родительского уголка. В нем размещается полезная для родителей и де-тей информация: режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные ста-тьи и справочные материалы-пособия для родителей. Содержание родительского уголка должно быть кратким, ясным, разборчивым, красочным и привлекающим внимание.
Выставки, вернисажи детских работ.
Информационные листы - могут нести в себе следующую информацию: о дополни-тельных занятиях с детьми, о собраниях, событиях, экскурсиях, просьбы о помощи, благо-дарность добровольным помощникам и т. д.
Памятки для родителей.
Папки–передвижки.
Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, «Как провел лето!», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома» и т. д.
К данным формам взаимодействия с семьями воспитанников также можно отнести: оформление фотомонтажей; совместное создание предметно – развивающей среды; се-мейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон»; фотовыставки «Моя бабушка - лучше всех», «Мама и я, сча-стливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья»; эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел» и другие.
Информационно-аналитические формы организации взаимодействия основной целью которых является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических зна-ний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психо-лого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществ-ление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях до-школьного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной рабо-ты с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Анкетирование - используется с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспита-тельных воздействий на ребенка
Письменные формы взаимодействия с родителями
Новое в практике работы детского сада с семьёй это использование письменных форм общения с родителями. Как и когда использовать письменные формы общения?
Когда нехватка времени или сложности с графиком работы родителей мешают вам встретиться с ними лично; если вы хотите обсудить какой-либо вопрос лично, то поддер-живать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения.
Брошюры – где можно описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.
Пособия - содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.
Бюллетень - можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать се-мьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.
Еженедельные записки - адресуются непосредственно родителям, в которых сообща-ется семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых за-нятиях и другую информацию.
Личные блокноты - могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая ра-бота, поездки, гости.
Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о собрани-ях на день и др.
Ящик для предложений - куда родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.
Но злоупотреблять такими формами общения не стоит. Так как они не способствуют сплочению детско-родительского коллектива группы.
Проблема поиска эффективных путей сотрудничества семьи и ДОУ – остается актуаль-ной для системы образования и по сей день. Существует множество субъективных причин, которые даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада порождают сложные отношения. Но к счастью, большинство родителей и воспитателей по-нимают, что единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии, а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве.
Все вышеуказанные формы взаимодействия с семьями воспитанников призваны вы-строить эффективное сотрудничество семьи и ДОУ. Их применение необходимо, чтобы две системы (детский сад и семья) стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка. И если взаимодействие с родителями будет прово-диться в системе с применением как традиционных, так и нетрадиционных форм, а не «на бумаге», то постепенно даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблю-дателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и админист-рации ДОУ, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компе-тентными в воспитании детей.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых тех-нологий и рецептов. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклон-ного следования выбранной цели. Ведь у нас одна цель – воспитывать крепких, здоровых будущих созидателей жизни.
Я в своей работе использовала современные традиционные формы работы с родителями (работа через мобильное приложение Viber). Создала группу для родителей, в ней прово-дила запланированные родительские собрания, выкладывала консультации для родителей, беседы с родителями. Также достижения детей (фотографии работ детей)