Бегма Людмила
Современные подходы к работе дошкольного учреждения с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
«Современные подходы к работе дошкольного учреждения с семьей»
Бегма Л. П.
Воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ ДС №88 г. Челябинска
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада.
В соответствии с Законом «Об образовании», ФГОС ДО, одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
Темочки:
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
Роль семьи в воспитании и развитии ребенка также нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания - влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.
Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного образования. В связи с этим, вопрос осуществления работы дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.
Выдающиеся педагоги прошлого убеждены были, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители.
Именно В. А. Сухомлинским был выделен и обоснован принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогами и родителями Современные специалисты, и ученые в области семьи (Т. А. Маркова, О. Л. Зверева, Е. П. Арнаутова, В. П. Дуброва, И. В. Лапицкая и др.) считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть. Проблема взаимодействия семьи и ДОУ широко обсуждается педагогами и психологами - практиками. Исследования, проведенные Т. Данилиной выявили проблемы, существующие во взаимодействии ДОУ с семьей, такие как нехватка времени и нежелание работать в сотрудничестве. Л. М. Клариной был разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи. Т. Н. Дороновой, Г. В. Глушаковой, Т. И. Гризик и другими авторами были разработаны и опубликованы методические рекомендации для работников ДОУ в организации и проведении работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия.
Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющихся в многообразии форм взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость). Такое доверие само по себе не приходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным к ребенку отношением, умением растить в нем хорошее.
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Внедрение ФГОС ДО позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи и более эффективно использовать традиционные и нетрадиционные формы работы.
Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному.
В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы, проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Осуществляется оно в двух направлениях:
• внутри детского сада проводится работа с родителями воспитанников данного ДОУ;
• работа с родителями за пределами ДОУ.
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьёй – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение педагогической компетентности родителей в области воспитания.
Для решения этих целей в ДОУ составляется годовой план, в котором отражены разнообразные формы работы с родителями :
День открытых дверей.
Цель. Познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов. Показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребёнка.
В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услуг, оказываемых специалистами (логопедом, психологом и т. п.).
«Круглый стол» с родителями.
Цель. Ознакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приёмами воспитания для формирования у родителей практических навыков.
Общение педагога и родителей строится на основе диалога, открытости, искренности в общении, отказа от критики и оценки партнёра по общению.
В этой форме работы примечательно то, что практически не один родитель не остаётся в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Родительские собрания. Их целью является повышение уровня воспитательных умений, педагогической культуры родителей. Такая форма даёт возможность родителям как бы заново узнать своего ребёнка, наблюдая его в условиях детского сада, когда в свободной беседе обсуждаются педагогические проблемы, способствует повышению чувства ответственности за воспитание детей, сплачивает коллектив родителей, положительно сказывается на взаимоотношениях детского сада и семьи.
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей.
Цель. Познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.
Открытые просмотры очень много дают родителям:
* они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной,
* сравнить его поведение и умения других детей,
* перенять у педагога приёмы обучения и воспитательных воздействий.
Педагогические советы с участием родителей.
Цель. Привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учёта их индивидуальных способностей.
Ход педсовета.
1. Теоретическая часть, которую готовят педагоги в соответствии с темой педсовета.
2. Анкетирование родителей. Проводится заблаговременно, чтобы выявить основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме.
3. Подведение итогов анкетирования.
4. Интервью с родителями. Помогает педагогам установить соответствующую атмосферу в общении с родителями, наладить связь в сфере влияния дошкольного учреждения на ребёнка и семью.
5. Педагогические ситуации. Обсуждение ситуаций активизирует родителей и делает общение с педагогами и специалистами полезным с обеих сторон.
Педагогическая беседа с родителями.
Целью педагогической беседы является обмен мнениями по тому или иному вопросу, её особенность заключается в активном участии и воспитателя и родителей. В результате беседы родители получают новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольников.
Тематические консультации.
Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремиться дать родителям квалифицированный совет на все вопросы, интересующие родителей. Главное назначение консультации – родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.
В работе с родителями так же используется такая динамичная форма педагогической пропаганды, как папки-передвижки.
Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьёй. Темы папок могут быть разными: от материала, касающегося трудового воспитания в семье, материала по эстетическому воспитанию до материала по воспитанию детей в неполной семье. Воспитатели на родительских собраниях рекомендуют ознакомиться с ними, дают их для ознакомления на дом. Когда родители возвращают папки, то проводится беседа о прочитанном, выслушиваются вопросы и предложения.
Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать неправильные методы и приёмы дошкольного воспитания.
Наглядная пропаганда – позволяет не только знакомить родителей по вопросам воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию.
Наглядно-информационные методы.
Эти методы знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствует преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий и т. д.
Досуговые формы.
Задачей досуговых форм организации общения является установление неформальных отношений между педагогами и родителями, а так же более доверительных отношений между родителями и детьми.
Проведение совместных праздников и досуга, как «Неделя зимних забав и развлечений», «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Праздник урожая» и др.
Благодаря таким праздникам создаётся эмоциональный комфорт в группе, вследствие чего родители становятся более открытыми для общения, и в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, представлять педагогическую информацию.
Каждая форма общения с родителями имеет определённые цели и задачи. Их систематическое применение ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания детей; получению необходимого минимума знаний и, таким образом, повышению педагогической культуры; помогает привести родителей к пониманию того, что нет готовых рецептов воспитания, а есть лишь общие педагогические рекомендации, которыми следует руководствоваться. Самонаблюдение поможет родителям определить эффективность применяемых ими методов в воспитании и изменить тактику своего поведения.