Наталия Аньшакова
Сотрудничество педагогов дошкольного учреждения с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
Сотрудничество педагогов дошкольного учреждения с семьей.
Подготовила
Воспитатель Аньшакова Наталия Сергеевна
Санкт – Петербург
2017
Содержание
Введение….
1. Теоретические основы сотрудничества семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей….
2. Формы и виды сотрудничества семьи и дошкольного учреждения….
Заключение….
Список использованной литературы….
Приложение 1. Конспект совместного мероприятия.
Введение
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как известно, семья является первым и важнейшим институтом социализации ребенка. Но так как большинство родителей вынуждено заниматься «поиском» средств существования, дети проводят много времени в детских садах. По сути, их воспитанием занимаются педагоги, действующие по специально разработанным программам. Но влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка играет значительную роль. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется характер, в семье закладываются исходные жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей.
1. Теоретические основы сотрудничества семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей.
Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. В любые времена педагоги работали с семьей своего воспитанника, ища поддержку и понимание проблем ребенка для всестороннего развития гармонически развитой и здоровой личности. Однако, родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Для формирования позиции сотрудничества педагогов с детьми и их родителями необходимо создание единого пространства развития ребенка, которое должны поддерживать и детский сад и семья.
Чтобы выстроить эффективное общение педагогов и родителей важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нужд семьи, быть в курсе последних достижений науки. Общение будет успешно, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторонах темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.
Формы сотрудничества семьи и дошкольного учреждения.
В нашем дошкольном образовательном учреждении осуществляются следующие формы сотрудничества с семьей : родительские собрания, консультации, совместные выставки рисунков и поделок, оформление газет, составление семейных альбомов, совместные праздники и досуги, игротеки, субботники.
Родительские собрания. Главной целью родительских собраний является взаимное общение педагогов и родителей, обмен необходимой информацией для успешного пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Моделирование перспектив и задач в учебном году. Разбираются вопросы физического воспитания дошкольников. В настоящее время на родительских собраниях используются видеозаписи деятельности детей, презентации.
Консультации. Целью консультаций являются усвоение родителями определенных знаний, умений, помощь им в разрешении проблемных вопросов. Консультации для родителей проводимые в ДОУ являются одной из форм дифференцированной работы с семьей.
Совместное оформление газет «Моя мамочка», «Здравствуй, осень»
Групповые выставки рисунков и поделок – совместная деятельность детей и родителей.
Цель: Привлечь родителей к совместным творческим проектам.
«Осенняя фантазия», «Зимушка-зима», «Весна-красна», «Здравствуй, лето!»
Создание семейных альбомов «Я и моя семья».
Цель: Знакомство с семьей воспитанника.
Совместные праздники, развлечения, игротеки.
Цель: развивать взаимоотношения детей и родителей посредством включения в совместную деятельность.
«Новый год», «Золотая осень, в гости просим!», «День Матери», «8 Марта»
«Веснянка», «Мама, папа, я – дружная семья», «Игры на развитие мелкой моторики»
Субботники «Благоустроим наш город» Цель: объединить всех членов семьи.
Заключение
Проблема сотрудничества воспитателей и родителей, является и по сей день актуальной. Разрабатываются различные программы и новые способы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, возрастает число научных и научно-методических работ, посвященных этой важной проблеме.
Решение задач сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого – педагогическом просвещении родителей, изучали семьи их воспитательные возможности, вовлекали родителей в образовательную работу детского сада.
Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.
Привлечение родителей к участию в образовательном процессе способствует повышению их общей педагогической культуры, предоставляет возможность лучше понять собственного ребенка, адекватно оценить его развитие, поведение и общаться с ним.
В настоящее время актуальными задачами для дошкольного образовательного учреждения продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные семьи.
Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего.
Список использованной литературы
1. Богославская О. Н. Родительский клуб «Навстречу друг другу».//Ребенок в детском саду. 2012. №5.
2. Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
3. Доронова Т. Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду. –М. : Линка-Пресс, 2009.
4. Доронова Т. Н., Рыжова Н. А. Детский сад: будни и праздники. – М. : Линка-Пресс, 2006.
5. Доронова Т. Н., Соловьева Е. В. Дошкольные учреждения и семья. –М. : Линка-Пресс, 2001.
6. Епятьева Е., Сидорова Н., Дружная семейка. //Здоровье дошкольника. 2012. №4.
7. Картаполова О. В. Новые формы взаимодействия ДОУ с семьей. //Дошкольная педагогика. 2012. №7.
8. Лобанок Т. С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2003.
9. Пенькова Л. А., Самофалова Т. И., Каратаева Г. М. Мир общения ребенка. // Ребенок в детском саду. 2005. №2.
10. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. – М. : АРКТИ, 2004.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Совместный досуг с родителями, посвященный «Дню Матери»
(для детей средней группы)
Цель: привлечь родителей к совместным творческим мероприятиям; развивать взаимоотношения детей и родителей посредством включения в совместную деятельность.
Ведущая: Здравствуйте, наши гости! Здравствуйте, наши милые мамы! Мы рады видеть вас сегодня в нашем зале. И наша встреча сегодня не случайна. Ведь в последнее воскресенье ноября в России отмечают «День Матери».
Стихотворение «Моя мама» (Г. Синявский)
С праздником, дорогие мамы! Посмотрите, как украшен наш зал. Для нас постаралась мама Камиля – Элина Борисовна. Спасибо Вам!
Скажите, пожалуйста, мамы и ребята, Вы любите путешествовать? Как Вы считаете, на чем можно совершить путешествие? (ответы детей и мам)
Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие не на поезде, не на самолете, не на машине, не на пароходе,. а на ракете. Полетим высоко-высоко, прямо к звездам! Все готовы к путешествию? Тогда в путь, полетели!
(Выключается свет, крутится шар).
1 звезда (берет в руки) «Игровая». Если звездочка игровая, значит нужно играть. Вы любите играть? А вместе с мамами? Тогда приглашайте своих мам на «Разноцветную игру»
Дети с мамами встают врассыпную и выполняют музыкально-ритмическую композицию «Разноцветная игра»
Понравилась вам игра? А теперь занимайте свои места, наше путешествие продолжается
(Выключается свет, крутится шар).
2 звезда «Мамина»
Дети читают стихи про маму.
А сейчас мама Лени и Кости прочитает стихотворение о маме. Ведь мамы есть и у наших мам – это бабушки.
Все готовы продолжить наше путешествие?
(Выключается свет, крутится шар).
3 звезда «Музыкальная»
Дети поют песню «Петушок»
А теперь приглашайте мам на парную пляску «Танечки-Ванечки»
Как хорошо вы танцуете, а нам пора лететь к следующей звезде.
(Выключается свет, крутится шар).
4 звезда «Театральная»
Дети и мама Вани показывают инсценировку русской народной сказки «Лиса и заяц»
Занимайте все места, наше путешествие продолжается.
(Выключается свет, крутится шар).
5 звезда «Подарочная»
Ребятки, возьмите свои подарки, которые вы делали своими руками, подарите их своим мамам, обнимите, поцелуйте их, и скажите, как сильно вы их любите.
Под музыкальное сопровождение «Мама» дети дарят подарки. Наше сказочное путешествие к звездам подошло к концу. Мы еще раз поздравляем всех мам. Желаем Вам здоровья, улыбок, тепла. До новых встреч!
Подготовила
Воспитатель Аньшакова Наталия Сергеевна
Санкт – Петербург
2017
Содержание
Введение….
1. Теоретические основы сотрудничества семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей….
2. Формы и виды сотрудничества семьи и дошкольного учреждения….
Заключение….
Список использованной литературы….
Приложение 1. Конспект совместного мероприятия.
Введение
Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как известно, семья является первым и важнейшим институтом социализации ребенка. Но так как большинство родителей вынуждено заниматься «поиском» средств существования, дети проводят много времени в детских садах. По сути, их воспитанием занимаются педагоги, действующие по специально разработанным программам. Но влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка играет значительную роль. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется характер, в семье закладываются исходные жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей.
1. Теоретические основы сотрудничества семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей.
Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. В любые времена педагоги работали с семьей своего воспитанника, ища поддержку и понимание проблем ребенка для всестороннего развития гармонически развитой и здоровой личности. Однако, родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Для формирования позиции сотрудничества педагогов с детьми и их родителями необходимо создание единого пространства развития ребенка, которое должны поддерживать и детский сад и семья.
Чтобы выстроить эффективное общение педагогов и родителей важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нужд семьи, быть в курсе последних достижений науки. Общение будет успешно, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторонах темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.
Формы сотрудничества семьи и дошкольного учреждения.
В нашем дошкольном образовательном учреждении осуществляются следующие формы сотрудничества с семьей : родительские собрания, консультации, совместные выставки рисунков и поделок, оформление газет, составление семейных альбомов, совместные праздники и досуги, игротеки, субботники.
Родительские собрания. Главной целью родительских собраний является взаимное общение педагогов и родителей, обмен необходимой информацией для успешного пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Моделирование перспектив и задач в учебном году. Разбираются вопросы физического воспитания дошкольников. В настоящее время на родительских собраниях используются видеозаписи деятельности детей, презентации.
Консультации. Целью консультаций являются усвоение родителями определенных знаний, умений, помощь им в разрешении проблемных вопросов. Консультации для родителей проводимые в ДОУ являются одной из форм дифференцированной работы с семьей.
Совместное оформление газет «Моя мамочка», «Здравствуй, осень»
Групповые выставки рисунков и поделок – совместная деятельность детей и родителей.
Цель: Привлечь родителей к совместным творческим проектам.
«Осенняя фантазия», «Зимушка-зима», «Весна-красна», «Здравствуй, лето!»
Создание семейных альбомов «Я и моя семья».
Цель: Знакомство с семьей воспитанника.
Совместные праздники, развлечения, игротеки.
Цель: развивать взаимоотношения детей и родителей посредством включения в совместную деятельность.
«Новый год», «Золотая осень, в гости просим!», «День Матери», «8 Марта»
«Веснянка», «Мама, папа, я – дружная семья», «Игры на развитие мелкой моторики»
Субботники «Благоустроим наш город» Цель: объединить всех членов семьи.
Заключение
Проблема сотрудничества воспитателей и родителей, является и по сей день актуальной. Разрабатываются различные программы и новые способы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, возрастает число научных и научно-методических работ, посвященных этой важной проблеме.
Решение задач сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого – педагогическом просвещении родителей, изучали семьи их воспитательные возможности, вовлекали родителей в образовательную работу детского сада.
Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.
Привлечение родителей к участию в образовательном процессе способствует повышению их общей педагогической культуры, предоставляет возможность лучше понять собственного ребенка, адекватно оценить его развитие, поведение и общаться с ним.
В настоящее время актуальными задачами для дошкольного образовательного учреждения продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные семьи.
Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего.
Список использованной литературы
1. Богославская О. Н. Родительский клуб «Навстречу друг другу».//Ребенок в детском саду. 2012. №5.
2. Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
3. Доронова Т. Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду. –М. : Линка-Пресс, 2009.
4. Доронова Т. Н., Рыжова Н. А. Детский сад: будни и праздники. – М. : Линка-Пресс, 2006.
5. Доронова Т. Н., Соловьева Е. В. Дошкольные учреждения и семья. –М. : Линка-Пресс, 2001.
6. Епятьева Е., Сидорова Н., Дружная семейка. //Здоровье дошкольника. 2012. №4.
7. Картаполова О. В. Новые формы взаимодействия ДОУ с семьей. //Дошкольная педагогика. 2012. №7.
8. Лобанок Т. С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2003.
9. Пенькова Л. А., Самофалова Т. И., Каратаева Г. М. Мир общения ребенка. // Ребенок в детском саду. 2005. №2.
10. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. – М. : АРКТИ, 2004.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Совместный досуг с родителями, посвященный «Дню Матери»
(для детей средней группы)
Цель: привлечь родителей к совместным творческим мероприятиям; развивать взаимоотношения детей и родителей посредством включения в совместную деятельность.
Ведущая: Здравствуйте, наши гости! Здравствуйте, наши милые мамы! Мы рады видеть вас сегодня в нашем зале. И наша встреча сегодня не случайна. Ведь в последнее воскресенье ноября в России отмечают «День Матери».
Стихотворение «Моя мама» (Г. Синявский)
С праздником, дорогие мамы! Посмотрите, как украшен наш зал. Для нас постаралась мама Камиля – Элина Борисовна. Спасибо Вам!
Скажите, пожалуйста, мамы и ребята, Вы любите путешествовать? Как Вы считаете, на чем можно совершить путешествие? (ответы детей и мам)
Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие не на поезде, не на самолете, не на машине, не на пароходе,. а на ракете. Полетим высоко-высоко, прямо к звездам! Все готовы к путешествию? Тогда в путь, полетели!
(Выключается свет, крутится шар).
1 звезда (берет в руки) «Игровая». Если звездочка игровая, значит нужно играть. Вы любите играть? А вместе с мамами? Тогда приглашайте своих мам на «Разноцветную игру»
Дети с мамами встают врассыпную и выполняют музыкально-ритмическую композицию «Разноцветная игра»
Понравилась вам игра? А теперь занимайте свои места, наше путешествие продолжается
(Выключается свет, крутится шар).
2 звезда «Мамина»
Дети читают стихи про маму.
А сейчас мама Лени и Кости прочитает стихотворение о маме. Ведь мамы есть и у наших мам – это бабушки.
Все готовы продолжить наше путешествие?
(Выключается свет, крутится шар).
3 звезда «Музыкальная»
Дети поют песню «Петушок»
А теперь приглашайте мам на парную пляску «Танечки-Ванечки»
Как хорошо вы танцуете, а нам пора лететь к следующей звезде.
(Выключается свет, крутится шар).
4 звезда «Театральная»
Дети и мама Вани показывают инсценировку русской народной сказки «Лиса и заяц»
Занимайте все места, наше путешествие продолжается.
(Выключается свет, крутится шар).
5 звезда «Подарочная»
Ребятки, возьмите свои подарки, которые вы делали своими руками, подарите их своим мамам, обнимите, поцелуйте их, и скажите, как сильно вы их любите.
Под музыкальное сопровождение «Мама» дети дарят подарки. Наше сказочное путешествие к звездам подошло к концу. Мы еще раз поздравляем всех мам. Желаем Вам здоровья, улыбок, тепла. До новых встреч!