Наталья Ярухина
Современные подходы в работе с детьми по изучению основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Об актуальности темы безопасности ребенка можно говорить много, и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «безопасность», мы поймем, что то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой.
Публикация «Современные подходы в работе с детьми по изучению основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ» размещена в разделах
Модернизация дошкольного образования и введение ФГОС ДО (Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие») нацеливает нас на формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме с использованием современных инновационных технологий.
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ, является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей, и создание благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний. Обучение детей становится более увлекательным и захватывающим, у детей развиваются все психические процессы: внимание, мышление, память, а так же речь.
У старшего дошкольника лучше развивать непроизвольное внимание, которое становится боле концентрированным, когда ему интересно, изучающий материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции. В образовательной деятельности по изучению правил безопасности жизнедеятельности, целесообразно использовать информационно-коммуникационные технологии. Дети с большим удовольствием смотрят мультфильм про Аркадия Паровозова и запоминают правила поведения. Знакомя детей с правилами безопасного поведения, использую электронные игры («Где правильно?», «Опасно-безопасно?», «Что сначала, что потом?», «Полезно-вредно» и др.); демонстрирую презентации и видеофильмы.
Игра – самый важный вид деятельности для ребенка. Игровые технологии использую, как в образовательной, так и в самостоятельной деятельности. Используя дидактические и настольные игры: «Азбука безопасности», «Осторожно, дорога!», «Как избежать неприятностей?», «Чтобы не попасть в беду», «Не играй с огнем!» дети учатся умению сравнивать и группировать по внешнему виду различные виды транспорта, закреплять знания безопасного поведения на дорогах, в быту. В подвижных играх Светофоры «Пожарные на ученье», «Ловишки», «Перебежки», «Кто быстрее?» не только обогащается жизненный опыт детей, но и совершенствуются двигательные навыки и умения, ловкость, быстрота, координация движений. Провожу игровые ситуации «Телефон», звоним в скорую, пожарную и полицию, дети учились правильно вызывать службы экстренной помощи, повторяют свой адрес. Включаю в режимные процессы ежедневные «Минутки безопасности» (вежливые слова, мы идем в гости, приветствия и прощания, разговор по телефону, дорога и перекресток) которые помогают закрепить знания и умения личной безопасности у дошкольников. Придумывание сказок на разные темы, например: «Как я спасал куклу от пожара …». Повышению активности детей помогали игры-драматизации.
Использую в работе с детьми методы по формированию основ безопасности жизнедеятельности.
«Метод сравнения», дети могут сравнить: огонь – это хорошо или огонь – это плохо. Например, детям предлагаю изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара, и отобрать предметы, которые горят.
«Метод моделирования ситуаций», дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Задания типа «Составим план-карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками». Моделирование ситуаций: дым в группе, что ты будешь делать, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.
«Метод проектов», способствует формированию самостоятельной, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Этот метод предполагает самостоятельную активность детей. Действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении. Завершаются краткосрочные проекты итоговыми занятиями, изготовлением книжек-малышек.
Так же, провожу экспериментирование и опыты. Они дают ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе – один из основных этапов по формированию основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников. В группе создан «Уголок безопасности», в оснащение которого вошли дидактические игры и пособия, тематические альбомы, макеты, подборка художественной литературы, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, накладная атрибутика, которые способствуют формированию и закреплению знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.
В воспитании детей неоспорима роль семьи. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.
Для этого:
- в уголке для родителей размещены материалы по обучению основам безопасной жизнедеятельности по темам «Не оставляйте детей без присмотра», «Предметы, требующие осторожного обращения», «Обращение с электрическими приборами», «Правила поведения при пожаре»;
- на собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды подчеркивается моральная ответственность, которая лежит на взрослых;
- разработаны материалы по работе с родителями по вопросам обучения детей безопасному поведению;
- родители привлечены для участия в проектной деятельности.
Проводим совместно с родителями выставки детских работ.
Таким образом, воспитание безопасности – непрерывный, систематический процесс, который зависит не только от оснащения его самыми современными технологиями и оборудованием, но прежде всего от грамотности и компетентности воспитателя в области данной проблемы, от умения слаженно взаимодействовать с детьми, сотрудничать с родителями и социумом.