Анфиса Васильева
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
«Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей».
Дифференцированный подход к родителям с учетом их педагогической подготовленности.
В современной педагогике одной из самых актуальных и значимых проблем является идея сотрудничества, которая помогает дошкольному учреждению и семье в достижении общих целей воспитания здоровых и счастливых детей.
Публикация «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей» размещена в разделах
Дифференцированный подход при организации работы с родителями – необходимое звено в системе мер, которые направлены на повышение их педагогических знаний и умений. Для осуществления дифференцированного подхода воспитателей детского сада к родителям необходимо соблюдать как общепедагогические, так и специфические условия. А именно:
- соблюдение чуткости, отзывчивости, такта по отношению к родителям;
- учет возраста родителей, своеобразия условий жизни каждой семьи, уровня подготовленности в вопросах воспитания;
- взаимное доверие в отношениях между педагогом и родителями;
- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;
- одновременное влияние на родителей и детей;
- взаимосвязь разных форм работы с родителями;
- обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.
Такая дифференциация поможет найти нужный контакт и обеспечить индивидуальный подход к каждой семье.
Дифференциация проводится на основе тестирования, анкетирования, по определенной программе изучения семьи:
1. Структура семьи (сколько человек, возраст, образование, профессия, психологический климат семьи (межличностные отношения, стиль общения). Для этого социальный педагог, психолог проводят индивидуальные консультации с родителями дошкольников, используют различные методики (анализ семейного воспитания Эйдемиллера, Юстицкиса, проективные методики «Мой дом», «Моя семья» и др.).
2. Стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают - положительные или отрицательные; причины семейных конфликтов и отрицательных переживаний родителей и детей.
3. Социальный статус матери, отца в семье, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребенка.
4. Воспитательный климат семьи, наличие или отсутствие домашней педагогической системы (осознание целей, задач, методов воспитания, участие матери, отца в педагогической деятельности семьи (конструктивной, организационной, коммуникативной).
После изучения семей составляется «социальный паспорт» с целью корректировки педагогического воздействия.
Изучение семей воспитанников позволяет ближе познакомиться с ними, понять стиль жизни семей, их уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношение детей и родителей. Но следует помнить, что изучение семьи - дело деликатное, тонкое и требует от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.
Для выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей используются следующие методы:
1. Анкетирование родителей;
2. Тестирование родителей;
3. Индивидуальные беседы с родителями;
4. Индивидуальные беседы с детьми;
5. Посещение семьи ребенка;
6. Изучение тестов-рисунков детей на темы “Мой дом”, “Моя семья”.
7. Наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевой игре “Семья”.
8. Наблюдение за взаимоотношением родителей и детей во время приема и ухода детей.
9. Моделирование игровых и проблемных ситуаций и т. д.
Уровни педагогической
культуры в семье Структура взаимоотношений в семье
низкий - нарушение показателей семейной гибкости и сплоченности
- очень низкий уровень психолого-педагогической просвещенности
- излишний контроль над самостоятельностью детей и игнорирование их возрастной потребности в самовыражении
- изоляция от непродуктивной, с точки зрения родителей, деятельности и общения со сверстниками
средний - родители не понимают или не умеют создавать условия для полноценного развития ребенка в семье, перекладывают воспитательные функции, а вместе с тем и долю ответственности, на дошкольное учреждение
- большинство родителей осознают важность единства стилей и требований к ребенку, хотя и признают, что на практике это не всегда получается
- уровень образованности и культуры достаточно высок, но в общении с детьми проявляется недостаток эмоционально-нравственной сферы
высокий -родители принимают ребенка как личность, стремятся к единству требований в семье, расширению познаний в психологии и педагогике
- родители на первое место в воспитании ставят целью формирование интеллектуальной сферы ребенка в сравнении с его коммуникативной компетенцией
- одна из основных проблем воспитания-слишком раннее и интенсивное обучение, завышенный уровень притязаний родителей, который не всегда соответствует возможностям детей
В зависимости от различий в семейном воспитании, в структуре общения, педагогической и психологической просвещенности родителей необходимо применение разнообразных форм работы. Работа с родителями должна проводиться активно, применяться не в общем, а с точки зрения ее действенности по отношению к каждой категории родителей.
Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями.
Традиционные формы работы с родителями
Групповые родительские собрания – это действенная форма работы с родителями, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня может быть разнообразной, с учетом пожелания родителей, особенностями группы и программы. Могут приглашаться специалисты. Состоит из трех частей: вводная - доклад воспитателя, основная, заключительная – оформление решений родительского собрания. Перед проведением собрания необходимо продумать пригласительные билеты (изготовленные детьми, объявление, наглядная информация по – теме (стенд, родительская библиотека, могут быть индивидуальные поручения родителям) Основная часть собрания может проходить в нетрадиционной форме, включать игровые элементы, можно изготовить рекламу детского сада, буклет и т. д. Собрания проводятся 4 раза в год, обязательно первое собрание охватывает индивидуальные особенности детей и намечается линия развития на учебный год. Заключительное собрание проводится в конце учебного года, на повестке дня достижения за год. Темы остальных собраний определяются в соответствии с планом работы.
Круглый стол отличается от собрания тем, участники свободно общаются на заданную тему друг с другом. Темой подобных заседаний могут быть могут быть такие, как «Развитие любознательности дошкольника», «Развитие речи», «Роль дидактических игр в умственном развитии». Такие мероприятия проводятся в любой возрастной группе с опорой на задачи программы. Целесообразно использовать такие методы, как дискуссионные вопросы, анализ педагогических ситуаций, сообщения специалистов по теме, здесь можно показать открытое занятие в видеозаписи, организовать выставку литературы и т. д.
Анкетирование – техническое средство конкретного социального исследования, составление, распространение и анализ анкет (опросного листа для получения какого-либо сведения). Проводится в начале учебного года, перед собраниями или по необходимости. Анкетирование помогает родителям серьезнее задуматься на ту или иную тему, оценить свои педагогические возможности, стиль взаимоотношений с ребенком и т. д.
Дискуссии можно проводить по аналогии с телепередачами и «Ток-шоу». Разделить участников на две группы и дать им возможность высказаться, предоставить слово специалисту, аргументировать правильную точку зрения. Для повышения интереса слушателей к проблеме можно привести в качестве примера высказывания детей, видеозаписи и т. д.
Консультации могут быть устными и письменными, плановыми и внеплановыми, с разнообразной тематикой. К консультации нужно готовиться заранее, изучая специальную литературу. В заочном консультировании готовиться ящик или коробка для вопросов родителей, куда они могут опускать свои пожелания, претензии и т. д. Это может позволить родителям спросить то, что не могут спросить при прямом контакте. Воспитатель продумывает ответы в разной форме «Консультации», «Спрашивали – отвечаем» и т. д.
Информационный стенд для родителей в группе предназначен для обмена инфо по проблемам воспитания и обучения детей, знакомство родителей с планами на ближайшее будущее. Варианты оформления всевозможные, названия разные «Заботливым родителям», «Взрослым о детях». На стенде могут быть представлены:
– фамилии, имени и отчества воспитателей, работающих с детьми, время, когда оно смогут побеседовать с родителями об их детях,
– режим дня
– расписание занятий,
– план мероприятий на месяц,
– словарь добрых слов и выражений,
– адреса сайтов в Интернете, посвященных дошкольному воспитанию.
Все материалы должны быть эстетически оформлены, содержание необходимо обновлять, оформление и содержание должно вызывать интерес.
Буклеты, листовки, памятки адресные, каждый родитель получает информацию лично, может ознакомиться с ней в удобное время. В буклетах может быть представлена информация о детском саде, группе, конкретном направлении работы, о дополнительных услугах и т. д. Можно использовать фото детей, стихи о саде Листовки – это короткая информация о конкретном мероприятии, приглашения на открытые занятия. Желательно, чтоб листовка была оформлена на цветной бумаге, привлекала внимание родителей. Памятки знакомят родителей со сводом определенных правил с целью реализации единого воспитательного процесса в семье и детском саду.
Внутренняя газета сада или группы посвящена определенной теме и имеет постоянные рубрики:
– взрослым о детях,
– консультации специалистов,
– детские новости,
– наши победители,
– говорят малыши,
– наши достижения и т. д.
Выпуск газеты требует определенных затрат и подготовки, выходит регулярно.
Стенгазета может выходить ежемесячно на заданную тему. Можно использовать фотографии, детские работы. Например, стенгазета по результатам анализа заболеваемости детей под названием «Малыши – крепыши» и вывесить туда фотографии детей, которые болеют реже всех, статья о закаливании, советы специалистов.
Творческие объявления могут быть оформлены в нетрадиционном стиле или официально. Объявления – приглашения в стихах, о проведении конкурсов и т. д.
Папка-передвижка содержит консультации по теме, интересующие родителей. Есть разновидность папки, которую родителям дают на неделю. В неё помещается консультация и практические советы по теме, представлен методический материал и дидактические игры с описанием по определенной теме.
Нетрадиционные формы работы с родителями
– совместные досуги, праздники, конкурсы
– семинары - практикумы (родители на практике осваивают игры детей и способы взаимодействия с ребенком)
– педагогическая гостиная с чаепитием,
– устные педагогические журналы
– книга отзывов и предложений в группе,
– педагогическая библиотека
– дни открытых дверей, открытые показы занятий и других видов деятельности.
– клубы для родителей
Методы активации родителей:
– вопросы (любое выступление можно начинать с вопроса «Как вы считаете?» «О чем вы думаете»)
– игровые приемы: микрофон игрушечный тому, кто говорит.
– просмотр видеофильмов о детях,
– игры, загадки, викторины, расшифровка детских загадок, рисунков.
– педагогические ситуации: решение по – подгруппам
– игровые ситуации: успокой ребенка, заставь что-нибудь делать.
– упражнения на релаксацию
– чаепитие.
Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций является установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.
Список литературы
1. Алиева, Т. И. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка – дошкольника. - М., 2003.- 313с.
2. Арнаутова, Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М., 1994.
3. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства / В. Н. Белкина. – М., 2005. – 256 с.
4. Бизяева, А. А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова, 2004. - 216 стр.
5. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет. сада / Л. В. Загик, Т. А. Куликова, Т. А. Маркова и др. ; Под ред. Н. Ф. Виноградовой. -М., 1989.
6. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия: Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/ Т. П. Елисеева; Под ред. М. М. Ярмолинской. - Мн. : Лексис,2004.
7. Доронова, Т. Н. О взаимодействии дошкольного учреждения с родителями – М. : Просвещение, 2002.
8. Семейная педагогика: Учебно - методическое пособие. Глазов, 2005 ст. 5-9. / Сост. - канд. психол. наук, доцент кафедры дошк. пед. Н. В. Кущ.
9. Смирнова, Е. О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учебное пособие для студентов педагогических училищ и колледжей. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. – 119 с.
10. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учебн. пособие для студ. пед. вузов и колледжей / Под ред. Т. И. Ерофеевой. – М., 1999.
11. Сушкова, И. В. Социально – личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. Сушкова И. В. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 128с.