Любовь Свинина
Семинар «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать повышению профессионального мастерства педагогов ДОУ при осуществлении организационных этапов образовательной деятельности по формированию у дошкольников элементарных математических представлений в соответствии с ФГОС ДО.
Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня на семинаре - практикуме мы рассмотрим с вами "Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с ФГОС ДО".
Публикация «Семинар „Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Практически с самого рождения ребёнок слышит различные математические понятия в поговорках, пословицах, названиях сказок; словах, обозначающих количество, название величин, единицы измерения каждой из величин; в названиях различных геометрических фигур и их свойствах и т. д. В связи с этим, предлагаю вам вспомнить и перечислить пословицы, поговорки, названия сказок с числительными. Получилось вспомнить? Конечно, это такие пословицы, как: "Один за всех и все за одного", "Одна голова хорошо, а две лучше", "Старый друг лучше новых двух" и т. д.
Поговорки: "Семь раз отмерь, один - отрежь", "Один в поле не воин", "Семеро одного не ждут" и т. д.
Сказки: "Два Мороза", "Два жадных медвежонка", "Три поросёнка", "Три толстяка", "Три медведя", "Белоснежка и семь гномов" и т. д. Надеюсь, это задание было для вас не трудным, интересным и познавательным.
Дошкольный возраст - это начало длинной дороги в мир познания. Именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллектуальных способностей ребёнка играет математическое развитие.
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", дошкольное образование является первой образовательной ступенью и, детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребёнок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Мария Монтессори считала, что математика не является неким особо сложным явлением, суть которого может постигнуть только одарённый человек. Математическое сознание присуще любому человеку, в том числе и маленькому, потому что тесно связано с его обыденной жизнью.
Дети с лёгкостью изучают нумерацию, пересчитывая предметы. Ребёнок движется от восприятия конкретных предметов, сравнения их друг с другом к построению рядов от большего к меньшему, от длинного к короткому, от узкого к широкому. При этом, он действует сообразно интенсивно развивающимся в этот период его жизни чувствам: зрению, слуху, осязанию и др.
Детский ум одновременно впитывает многообразный сенсорный и моторный опыт, развивая при этом математические способности. А. В. Суворов говорил о математике, как о "гимнастике ума", а А. И. Маркушевич, советский педагог-математик, заявлял: "Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели".
В математике заложены огромные возможности для развития восприятия, мыслительных операций, внимания, памяти, которые в свою очередь, способствуют развитию определённых мозговых центров, влияющих и на развитие речи.
В ФГОС ДО определены целевые ориентиры (т. е. интегративные качества, которыми обладает ребёнок на выходе из детского сада) по формированию элементарных математических представлений: ориентируется в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности; считает, вычисляет, измеряет, моделирует, конструирует; владеет математической терминологией; развиты познавательные интересы и способности, логическое мышление; владеет простейшими графическими навыками и умениями; владеет общими приёмами умственной деятельности.
Древняя пословица гласит: "Я слышу - и я забываю, я вижу - и я запоминаю, я делаю - и я понимаю". Для того, чтобы образовательный процесс был качественным, педагог обязан быть компетентным! Компетентность - это, наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.
В данном случае, речь идёт о математической терминологии. Чтобы ребёнок хорошо усвоил материал занятия, сам воспитатель должен владеть математическим словарём: точностью фраз, выражений, формулировок. Речь педагога должна быть грамотной и в отношении грамматики, и в отношении математики:
- Образец речи воспитателя - основной приём.
- Сопряжённая речь - воспитатель говорит вместе с ребёнком.
- Отражённая речь - ребёнок повторяет речь воспитателя.
- Многократное упражнение детей.
Речь и воспитателя, и ребёнка должна быть точной, краткой, чёткой, ясной. Только в этом случае занятие проходит быстро и интересно. По мере овладения детьми теми или иными навыками, возрастает роль словесных указаний. Весь образовательно-воспитательный процесс по ФЭМП строится с учётом следующих принципов:
- принцип сознательности и активности;
- принцип доступности и индивидуализации;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип научности;
- принцип связи с жизнью;
- принцип развивающего обучения;
- принцип наглядности.
Математика - наука точная. Необходима грамотная организация целенаправленной образовательной деятельности по ФЭМП, правильный подбор дидактического материала (демонстрационного, раздаточного). Материал должен быть привлекательным - с красивыми пособиями детям заниматься интереснее, а чем ярче и глубже детские эмоции, тем полнее взаимодействие чувственного и логического мышления, тем более интенсивно проходит занятие, и более успешно детьми усваиваются знания.
Один из компонентов успешного занятия по ФЭМП - выбор оптимальных методов и приёмов. Какие это приёмы и методы? Приёмы: наглядные и практические. Методы: игровой и словесный. "Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед", - говорил Айвен Нивен, - "Ребёнок постоянно должен действовать"!
Согласно ФГОС ДО процесс овладения знаниями, в том числе и ФЭМП, должен быть привлекательным, ненавязчивым, радостным. Поэтому, задача взрослого на современном этапе - поддерживать у ребёнка познавательный интерес!Как же разбудить этот познавательный интерес? Аристотель говорил: "Познание начинается с удивления". То есть, необходимы неожиданность, новизна, несоответствие прежним представлениям. Важно сделать обучение занимательным. "Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом" (Анатоль Франц).
Каковы же современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО? Возможности организации такой деятельности расширяются при условии создания в группе детского сада развивающей предметно-пространственной среды. Это различные: головоломки, конструкторы, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, игры Воскобовича, игры Никитина, картотека с подборкой математических загадок, весёлых математических стихотворений, кроссвордов, пословиц и поговорок, считалок, логических задач, математических сказок, лабиринтов, математических дидактических игр и т. д.
Следующий современный подход - интеграция всех видов деятельности. Интеграцию ФЭМП с развитием речи или ФЭМП и художественно-эстетическое развитие, ФЭМП и физическая культура. Но, нужно помнить! Предлагая детям задания математического содержания, необходимо учитывать, что их индивидуальные способности и предпочтения будут различными и поэтому освоение детьми математического содержания носит сугубо индивидуальный характер.
Безусловно, одной из современных и эффективных форм поддержки детской инициативы является проектная деятельность, в которой всегда актуально участие родителей. Проекты по математике позволяют воплотить личностно-развивающий характер взаимодействия взрослых и детей на практике, учитывая их потребности, возможности, желания в образовательном процессе.
Завершая семинар, скажу несколько слов об ОЦЕНКЕ деятельности детей на занятии. Не у всех детей одинаковые способности, поэтому воспитатель должен видеть не только всю группу, а и каждого отдельного ребёнка, каждому уделять внимание как на занятии, так и вне занятия. Ведь кроме общей безликой оценки "молодцы" есть и другие: "правильно", "верно", "очень хорошо", "ты сегодня постарался, проявил активность", "умница", "я знала, что у тебя всё получится", "ты сегодня справился", "ты был очень старателен" и т. д. Здесь воспитателю может помочь только его педагогическая интуиция, чуткость, понимание душевной организации каждого ребёнка, проницательность, человечность!
Уважаемые коллеги! Наш семинар подошёл к концу. Надеюсь, вы были со мной до конца и, вам не было скучно и занудно. Предлагаю каждому из вас разработать на группах математический проект или лэпбук, дидактическую игру и т. д., представить свою разработку педагогическому сообществу. Желаю вам всем творческих успехов! Спасибо за внимание!