Светлана Артемова
Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников в ДОУ
▼ Скачать +Заказ
В нашу современную жизнь стремительно ворвалась западная культура: музыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки - все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику.
Настораживает то, что под массивным воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях. Великая же культура русского народа, которая складывалась тысячелетиями и просто изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, уникальным фольклором, стала забываться, отходить на второй план. Многое из жизни наших предков уже утрачено.
Публикация «Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников в ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.
Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием мною понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.
И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, своё село, нам нужно показать их с привлекательной стороны.
Именно нравственно - патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Нравственно - патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: это особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, малое количество теоретических и методических разработок.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей. При отборе произведений и материалов мы руководствуемся общими принципами: доступность по содержанию и форме, привлекательность, яркость, эмоциональная насыщенность.
Первоначально идет знакомство с улицей, где живет ребенок, куда ходит в детский сад. Это способствует формированию у него представлений о родном селе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Стараемся привить любовь и бережное отношение к природе. На прогулке часто напоминаем детям, что всё живое хочет жить, что всё существует во взаимосвязи и ничего не создано «просто так». Этому способствуют и занятия по экологии.
Приоритетным в работе над патриотическим воспитанием считаю :
1. Все виды фольклора: сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
2. Народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.
3. Ознакомление детей с народной декоративной росписью.
4. Знакомство с природой родного края. Она не только среда обитания, но и родная сторона, малая Родина.
5. Первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.
Создаются условия, чтобы полученные представления, свои чувства по поводу увиденного и услышанного дети отражали в разнообразных видах детской деятельности.
Воспитатели предоставляют условия для самостоятельного выбора детьми вида деятельности: творческой игры, составления рассказов, изготовления поделок, сочинения загадок, аппликации, лепки, рисования, трудовой деятельности и др.
При знакомстве детей с трудом взрослых стараемся выбрать объекты, которые способствуют формированию у детей положительного отношения к труду и наиболее ярко раскрывают качества людей. Например, труд пожарного, полицейского, врача, учителя и др. Знакомство детей с любой профессией дает возможность показать детям значение каждого вида труда для всех людей нашего села. Закрепляем знания с помощью интеллект-карт.
Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна. Требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы, консультации, мы поставили цель - вовлечь их в процесс патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело (участие в играх, проектах, конкурсах, мастер-классах).Родители участвуют в соревнованиях «Папа, мама, я—спортивная семья», конкурсах «Папа может», «Мама- искусница», в мастер-классе по созданию ментальных карт. Родители принимают самое активное участие в творческих конкурсах: конкурсы рисунков и поделок, на лучшую поделку к Новому году, лучшая елочная игрушка, фотоконкурс «Моя любимая мама», «Листопад в ладошках», «Никто не забыт, ничто не забыто» и т. д. В группе успешно реализован метод групповых, детских и семейных проектов: «Моя малая Родина», «Покормите птиц».
У детей возникает чувство радости, чувство уважения к родителям, присутствует желание подражать доброму делу. Они начинают уважать труд своих родителей, стараются беречь то, что сделано близкими людьми. Нравственное формирование личности происходит, прежде всего, в процессе деятельности, в результате которой возникают коллективные отношения между людьми. Наши дети с удовольствием принимают участие в различных акциях. Сейчас готовятся 2 акции, которые будут проведены в ближайшее время.
Для успешной работы реализации нравственно - патриотического воспитания необходимо создание развивающей среды, с учетом возрастных особенностей детей. Это создание уголков:
- русской культуры (Художественная литература; народные музыкальные инструменты, произведения декоративно-прикладного искусства);
- уголок государственной символики (Символы России - герб, флаг, гимн).
С целью пополнения развивающей среды приобретены настольные печатные игры «Профессии», «Сказки», «Зоологическое лото» и другие.
Для нравственно - эстетического развития детей в группе организован музыкально - театральный уголок, в котором подобраны соответствующие пособия с использованием фланелеграфа, маски сказочных персонажей, музыкально - дидактические игры, музыкальные инструменты.
С удовольствием и гордостью отмечаем, что дети нашей группы очень редко ссорятся, значит мы на правильном пути. Работа по развитию нравственного начала в детях многогранна и никогда не кончается. И полностью направлена на то, чтобы наши дети выросли добрыми и умными, достойными гражданам