Светлана Яковлева
Современные образовательные технологии в ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги. Название моего мастер-класса: «Современные образовательные технологии в ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста».Сво выступление мне хочется начать со слов Президента России В. В. Путина, который и предложил запустить проект ранней профориентации под названием «Билет в будущее». В Национальном проекте «Образование» особое внимание уделяется выявлению талантов каждого ребенка и ранней профориентации детей, что особенно важно для подготовки ребенка к успешной самореализации в быстроменяющихся условиях современности.
Публикация «Современные образовательные технологии в ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
Размышляя, над термином - «ранняя профессиональная ориентация». Какое можно дать объяснение данному понятию? (Ответы педагогов) Профессиональная ориентация – специально организованное информирование дошкольников о мире профессий средствами игровой деятельности, создающей у детей определенный опыт профессиональных действий.
Мы с вами и родители, должны понимать, что раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ему того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Изучение особенностей различных профессий проходит через прием «погружение в профессию», посещение рабочих мест, в пределах здания детского сада. Повар, (посещение кухни, мед. Сестра (медицинский кабинет, заведующий детского сада (методический кабинет, младший воспитатель, дворник. Так же детям очень запоминаются встречи с людьми профессии, которые не связаны с работой детского сада. На пример фотограф, пожарные, полицейские, учителя. Вполне логично, что в основу этой системы необходимо положить игровую деятельность как ведущую на этом возрастном этапе, и создать определенные условия для развития игровой деятельности.
В современных условиях развитие человека невозможно без электронного оснащения. В дошкольном учреждении на данный момент это: компьютеры, мультимедийные проекторы, ноутбуки, телевизоры, а также принтеры, сканер, магнитофоны, фотоаппарат, видеокамера.
С помощью этих средств возможно провести виртуальные экскурсии (на предприятия, с представителями профессий, которых знакомят дошкольников). Мультимедийные презентации — это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов, фотографий и картинок по заданной теме.
Еще мне хочется отметить конструкторы LEGO, которые относятся к инновационным технологиям, обладая широким образовательным потенциалом. Ранняя профориентация детей посредством LEGO–конструирования раскрывает для детей дошкольного возраста мир техники и знаний о труде взрослых. Развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников. В ходе игры дети становятся строителями, архитекторами, творцами,изобретателями, робототехниками, программистами.
Труд взрослых и LEGO–конструирование объединяют в себе элементы игры с экспериментированием, доступность данной образовательной технологии актуальна для организации исследовательской деятельности детей.
Пример игры: «Лего-городе»
Ребята, сегодня в «Лего - городе» случилось несчастье. По городу пронесся ураган. Он поломал домики на «Лего - улице».
Что же делать «Лего - человечкам». Хотите им помочь? (ответы детей). - Как мы можем им помочь? - С помощью чего мы можем восстановить разрушенный дом? Я предлагаю вам создать свой самый уютный дом для лего – человечков! Как будущие инженеры давайте сделаем проект дома. По ходу игры дети могут дальше строить дорогу с автомобилями, улицу с деревьями и клумбами и т. д. (Какие профессии в этой игре дети могут применить). (Инженеры, строители, проектировщики, дизайнеры).
Пример игры:«Ферма будущего»
Воспитатель рассматривает с детьми сюжетные иллюстрации с изображением фермы.
- Ребята, посмотрите на эти изображения, как вы думаете, что на них изображено? (деревня, село). На этих иллюстрациях изображена ферма. А как вы думаете, что такое ферма? (там живут домашние животные и птицы). Правильно, а если более точно ферма – это вид частного владения, обычно земельный участок, который состоит из полей и строений и на котором выращивают зерновые культуры или разводят животных. А каких животных можно разводить на ферме и для чего? (Коров, овец, кур, коз, лошадей и т. д. Молоко, мясо, яйца, шерсть). Воспитатель вносит Лошадку-ЛЕГО.
Лошадка-ЛЕГО: Здравствуйте ребята! Я сегодня такая грустная, потому что всегда мечтала жить в красивом месте. Хочу построить ферму – мечты, но как это сделать не знаю. У меня есть только рисунок фермы. Ребята помогите мне, пожалуйста, воплотить мечту в реальность.
Воспитатель раздает рисунки-образцы. Объясняет, как нужно правильно ими пользоваться. Дети строят. Воспитатель помогает детям найти нужные детали, работа индивидуальная и групповая.
Желательно что бы игровая деятельность выстраивалась с учётом традиций людей, живущих в России, и в Белгородской области. Такая игра включает в себя следующие профессии : агроном, садовод, фермер, зоотехник, птицевод, овощевод и т. д. Такие конструкторы, стали универсальным инструментом для формирования у детей дошкольного возраста представлений о мире профессий, востребованных в данном регионе.
Проявляют интерес к творческому моделированию и конструированию. Имеют представления о технических устройствах, различных способах передачи движения в них, имеют навыки программирования. Имеют представления о профессиях будущего (проектировщик «умных домов» и «сити - фермер»). Имеют представления о научных и технических достижениях региона, страны, мира, современных технологиях производства. Имеют навыки партнерского общения, коллективного планирования, взаимопомощи в группе при решении общих задач в процессе конструирования.
Согласно возрастным особенностям детей в ДОУ могут быть обозначены мастерские или уголки, где ребёнок может упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать добиваться поставленной цели в своей самостоятельной деятельности.
Полноценное развитие личности включает в себя профессиональное самоопределение. Основы для профессионального самоопределения детей в будущем закладываются, начиная с дошкольного возраста. Поэтому перед педагогами стоит задача выстраивания системной педагогической деятельности по профориентации детей, начиная с детского сада.
Практическое значение и новизна данного направления состоит в том, что он позволяет детям дошкольного возраста в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования и сформировать положительные отношения к труду взрослых.