Светлана Мефёд
Современные образовательные технологии при работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый воспитатель ежедневно в своей работе использует разные образовательные технологии. Это
• здоровье сберегающие и личностно – ориентированные технологии;
• технологии проектной и исследовательской деятельности;
• информационно-коммуникационные технологии;
• игровые технологии
• технологии портфолио
• технология «ТРИЗ» и др.
В одном режимном моменте может быть использовано несколько образовательных технологий.
Темочки:
Во время мытья рук можно использовать здоровье - сберегающую технологию (почему нужно мыть руки, познавательно – исследовательскую (откуда вода в кране, речевую технологию (проговаривание пословиц, поговорок, стихов).
1. В соответствии с ФГОС дошкольного образования основной задачей является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.
С этой целью широко использую здоровье - сберегающие технологии.
КГН, прогулки на свежем воздухе, закаливающие процедуры и режим дня являются основой для сохранения здоровья детей.
Ежедневно провожу утреннюю гимнастику, в помещении или на открытом воздухе (при благоприятных условиях).
Использую музыкально – ритмические движения, гимнастику игрового характера, гимнастику с различными предметами (мячи, флажки, ленты, обручи).
Бодрящая гимнастика после дневного сна помогает улучшить настроение детей, способствует профилактике нарушений осанки и стопы. В течение года использую различные варианты гимнастики. Это
- Разминка в постели.
· Гимнастика игрового характера, когда дети подражают движениям птиц, животных, растений, создают различные образы («лыжник», «конькобежец», «петрушка», «цветок»).
· Пробежки по массажным дорожкам способствуют развитию выносливости, координации движений, формированию стопы и укреплению организма детей.
Пальчиковая гимнастика Помогает развивать речь ребёнка и мелкую моторику
• Развивает психические процессы;
• Снимает тревожность.
Провожу ежедневно со всеми детьми или индивидуально.
Подвижные игры развивают у детей настойчивость, смелость, решительность, сообразительность и мышление.
проводятся ежедневно во время утренней гимнастики, на прогулке, а также на физкультурном, музыкальном занятиях.
Динамические паузы используем в образовательной деятельности и по мере утомляемости детей, это физкультминутки в стихотворной форме, игровые упражнения.
Они снимают напряжение, объединяют детей между собой, развивают внимание и речь.
Здоровьесберегающие беседы, такие как «Чистота – залог здоровья», «Здоровье в порядке – спасибо зарядке», «Полезные и вредные привычки», «Опасные ситуации» проводятся с детьми каждый день во время зарядки и КГН, приема пищи, в ОД и тд.).
Гимнастику для глаз - стараюсь проводить в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Во время ее проведения используется наглядный материал, показ педагога, стихи.
Дыхательная гимнастика положительно влияет на организм в целом. Ведь в работу включаются все мышцы.
Использую в различных формах физкультурно – оздоровительной работы, на физкультминутках, в образовательной деятельности и в индивидуальной работе с детьми.
В нашей группе мы уже создали тренажеры для выполнения дыхательных упражнений «Сдуй снежинку, «Сдуй листок», «Воздушный футбол», «Прожорливые овощи», «Лети, перышко», «Звуковые клубочки». Их целью является тренировка легких и силы дыхания для развития речи, и профилактики болезней.
II. Игровые технологии. Развивают
- игровой опыт каждого ребенка,
- учат общаться друг с другом, уважать мнение сверстников,
- позволяют воспитанникам легче понять информационный материал и держать внимание на протяжении всего занятия.
-мотивируют, стимулируют и активизируют познавательные процессы детей - восприятие, мышление, воображение;
Ведь Игра – ведущая деятельность дошкольника. Благодаря игре ребенок учиться думать!
В практической деятельности использую:
- игровые ситуации и сюрпризные моменты, Ведь «Сюрприз» — это что - то необыкновенное, волшебное, что вызывает удивление, радость, восторг.
Роль сюрприза могут выполнять яркие красивые игрушки, различные предметы, доступные восприятию и пониманию ребёнка.
сюжетно-ролевые и дидактические игры являются средством всестороннего развития, формируют все психические качества и особенности личности ребенка.
Сюжеты игр разнообразны. Это и
1. Бытовые (игры в семью, детский сад)
2. Производственные, отражающие профессиональный труд людей (больница, магазин, парикмахерская)
3. Общественные (День рождения, библиотека, школа, полет на Луну)
4. Различные Лото - Домино - Разрезные картинки, пазлы – игры на классификацию предметов, словесные и многие др. разнообразны по содержанию и обучающими задачами, помогают расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.
-провожу образовательную деятельности в форме игр – путешествий, игр – развлечений, викторин.
III.Используя технологию решения изобретательских задач (ТРИЗ, учу детей искать и находить свое решение.
Мы не даем готовые знания, не раскрываем перед ними истину, а учим её находить. Когда ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ, а наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ.
Моя работа строится по принципу: «уча других- учишься сам».
Методы и приемы ТРИЗ использую во всех разделах воспитания и обучения дошкольников.
4. технологию проектной деятельности сочетаю с технологией исследовательской деятельности.
Эти технологии позволяют развивать творческую активность детей, общие интеллектуальные способности, формировать познавательную мотивацию.
Дети с удовольствием экспериментируют с предметами, стремясь узнать, что - то новое.
Нами были составлены и успешно реализованы следующие проекты
«Осторожно огонь», «Детям знать положено – правила дорожные»
«Полезные продукты», «Волшебница зима», «Воздух невидимка» и др.
5. С помощью технологии экологического воспитания формирую у детей становление начал экологической культуры во всем её многообразии.
В центре природы, «Эколята дошколята - защитники природы», собраны альбомы : «Времена года», «Птицы», «Животные», «Растения» и др. ; подобран различный наглядный и природный материал; дидактические игры, книги, картотеки стихов, загадок на экологическую тему, творческие работы детей, макет дерева «Времена года».
6. Особое внимание уделяю технологии речевого развития
Т. к. развитие речи детей остаётся одной из актуальных проблем современного дошкольного образования.
В работе используем
1. мнемотаблицы – схемы,
2. Сказкотерапию
3. артикуляционную и пальчиковую гимнастики
4. лого ритмику
5. игры-драматизации, инсценировки
6. рассказы детей из опыта
Большую роль в развитии речи играет предметно-пространственная среда. В группе есть речевой уголок, где подобраны игры, пособия и материалы, направленные на развитие всех сторон речи:
наборы дидактических, предметных и сюжетных картинок по основным лексическим темам,
комплекты игрушек, печатные дидактические игры.
Художественная литература, различные виды театров (пальчиковый, настольный, театр на палочках, театр игрушек)
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) помогает
- обобщать педагогический опыт, размещая конспекты на страницах сайта.
- подбирать иллюстрированный материал к занятиям, для оформления стендов и групповых помещений
-применяем в образовательной деятельности и в режимных моментах: прослушивание песенок, звуков природы; просмотр обучающих и развивающих мультфильмов; слайдов и презентаций.
В работе с родителями использование данной технологии способствует созданию буклетов, памяток, информационных листовок, помогает обмениваться различной информацией.
7. Технологии портфолио педагога и дошкольников.
Дают возможность фиксировать личные профессиональные достижения педагога в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития воспитанников.
Представленные образовательные технологии я использую при организации образовательной и самостоятельной деятельности детей с интеграцией пяти образовательных областей, благодаря чему образовательный процесс становится целесообразным и результативным.