Эржена Янданова
Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Общеобразовательное Учреждение №57 "Белочка" г. Улан-Удэ
Доклад-презентация
"Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников"
Подготовила:
Янданова Э. И.
Доклад
Публикация «Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников» размещена в разделах
Одна из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста — развитие речи. По средствам речевого общения ребенок делится своими переживаниями, выражает чувства, взаимодействует с окружающими людьми, получает знания из словесных объяснений взрослого. В настоящее время достаточно часто в высказываниях детей мы можем наблюдать такие характерные особенности нарушения связной речи как, отсутствие последовательности, при изложении своих мыслей, использование преимущественно коротких фраз, нарушение грамматического строя в предложениях. Если говорить о детях старшего дошкольного возраста, это может препятствовать обучению ребенка в школе и его социальной адаптации (неуверенность в себе, сложность в общении со сверстниками). Поэтому, крайне важно для ребенка дошкольного возраста научиться говорить содержательно, последовательно, ясно, иными словами связно. В задачи обучения связной речи детей старшего дошкольного возраста входит формирование таких умений, как пересказ литературных произведений, составление повествовательного, описательного и творческого рассказов, рассказов из опыта, высказываний типа рассуждений.
Среди современных технологий речевого развития можно выделить следующие.
Здоровьесберегающие технологии : дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, логоритмика, сказкотерапия.
Мнемотехника.
ИКТ.
Игровые технологии.
Синквейн.
Мнемотехника — система методов и приемов, обеспечивающих эффективное сохранение и воспроизведение информации. В мнемотехнике информация, которая трудно запоминается, переводится в зрительные образы, которые легко запоминаются нашим мозгом, создается ассоциативная связь и в таком виде информация запоминается надолго. Дидактическим материалом служат: – Мнемоквадраты — изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. – Мнемодорожки — состоят из 3–4 символов, по которым можно составить небольшой рассказ в 2–3 предложения. – Мнемотаблицы— представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Важно передать условно-наглядную схему, изобразив таким образом, чтобы нарисованное было понятно детям.
АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ:
Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью
Применения мнемотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт
Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление.
ЗАДАЧИ:
-Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии
-Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки
-Обучать детей правильному звукопроизношению
-Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память
-Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера
-Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе
Таким образом, с помощью мнемотаблиц и схем — моделей можно достичь следующих результатов:
-у детей увеличится круг знаний об окружающем мире;
-появится желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
-появится интерес к заучиванию стихов;
-словарный запас выйдет на более высокий уровень;
-дети начнут преодолевать робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.