Получи документы

Консультация «Современные образовательные технологии в ДОУ»

Елена Пастушенко
Консультация «Современные образовательные технологии в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству образовательно-воспитательной деятельности в дошкольном учреждении, подразумевают, что педагог должен владеть необходимыми образовательными технологиями.

Что такое технология? В толковом словаре написано: Это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве или искусстве. Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука»

Публикация «Консультация „Современные образовательные технологии в ДОУ“» размещена в разделах

Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенных на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам.

Основными требованиями или критериями педагогической технологии являются

• Концептуальность

• Системность

• Управляемость

• Эффективность

• Воспроизводимость

Что такое Концептуальность – это значит, что в каждой пед. технологии должна быть опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность означает, что технология должна обладать всеми признаками системы, а именно:

- логикой процесса,

- взаимосвязью его частей,

- целостностью.

Следующий критерий, это управляемость, то есть возможность планирования процесса обучения, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Дальше- эффективность, это значит, что современные педагогические технологии должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, они должны гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

И последний критерий, это воспроизводимость - возможность применения пед. технологии в образовательных учреждениях, т. е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

• Концептуальная часть – это научная база технологии, т. е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

• Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.

• Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

Принципиально важной стороной в любой педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности. Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства ДОУ (дети, сотрудники, родители) осуществляется на основе современных образовательных технологий, которые, в свою очередь направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

К числу современных образовательных технологий можно отнести :

• здоровьесберегающие технологии;

технологии проектной деятельности

технология исследовательской деятельности

• информационно-коммуникационные технологии;

• личностно-ориентированные технологии;

технология портфолио дошкольника и воспитателя

• игровая технология

технология «ТРИЗ» и др.

Более подробно на методических объединениях в этом году мы рассмотрим технологии личностно-ориентированные, здоровьесберегающие и исследовательскую деятельность.

1. Технологии проектной деятельности

Цель этой технологии заключается в развитии и обогащении социально-личностного опыта детей посредством включения в сферу межличностного взаимодействия.

Какова же классификация учебных проектов? Они подразделяются на:

«игровые»— детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

«экскурсионные»,направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

«повествовательные», проекты,при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной, художественной, музыкальной формах;

«конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

Типы проектов:

1. по доминирующему методу:

исследовательские,

информационные,

творческие,

игровые,

приключенческие,

практико-ориентированные.

2. по характеру содержания:

включают ребенка и его семью,

ребенка и природу,

ребенка и рукотворный мир,

ребенка, общество и его культурные ценности.

3. по характеру участия ребенка в проекте:

Ребенок является:

заказчиком,

экспертом,

исполнителем,

участником от зарождения идеи до получения результата.

4. по характеру контактов:

осуществляется внутри одной возрастной группы,

в контакте с другой возрастной группой,

внутри ДОУ,

в контакте с семьей,

учреждениями культуры,

общественными организациями (открытый проект).

5. по количеству участников:

индивидуальный,

парный,

групповой,

фронтальный.

6. по продолжительности:

краткосрочный,

средней продолжительности,

долгосрочный.

2. Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования : образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками следующие задачи:

• идти в ногу со временем,

• стать для ребенка проводником в мир новых технологий,

• повысить профессиональный уровень самих педагогов и компетентность родителей.

Решение этих задач невозможно без пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Каковы же требования к компьютерным программам, применяемым в ДОУ:

• Они должны носить исследовательский характер;

• Они должны быть доступны и просты для самостоятельных занятий детей;

• Они должны развивать широкий спектр навыков и представлений у детей;

• Они должны соответствовать возрасту детей;•

Классификация программ применяемых в ДОУ:

• Программы на развитие воображения, мышления, памяти;

• Говорящие словари иностранных языков;

• Простейшие графические редакторы;

• Игры-путешествия;

• Программы обучения чтению, математике;

• Мультимедийные презентации;

Каковы же преимущества компьютера в ДОУ:

• Во-первых, предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

• Он несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;•

• обладает стимулом познавательной активности детей;

• предоставляет возможность индивидуализации обучения;•

• позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Однако при использовании ИКТ многие педагоги допускают ошибки: такие как

• Недостаточная методическая подготовленность педагогов

• Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях

• Бесплановость, случайность применения ИКТ

• Или, наоборот, перегруженность занятия демонстрацией.

3. Технология портфолио дошкольника

Портфолио— это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Существует ряд функций портфолио:

• диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени,

• содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ,

• рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка)

Процесс создания портфолио тоже является своего рода педагогической технологией. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. Единого образца портфолио ребенка нет и быть не может но вариантов очень много, вот один из них:

Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы;

Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные : «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».

Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.

Раздел 4 «Я мечтаю.». В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о.», «Я бы хотел быть.», «Я жду, когда.», «Я вижу себя.».

Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).

Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы ( от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).

Раздел 7 «Посоветуйте мне.». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.

Портфолио можно заполнять как в детском саду, так и дома и можно представлять как мини-презентацию на дне рождения ребенка.

Таким образом, портфолио (папка личных достижений ребенка) позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье

4. Технология «Портфолио педагога»

Современное образование нуждается в новом типе педагога, творчески думающем, владеющим современными педагогическими технологиями, приемами психолого-педагогической диагностики, умением прогнозировать свой конечный результат.

У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в его жизни. Таким досье может стать портфолио педагога.

Портфолио Педагога- это один из методов оценки профессионализма педагога, он позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности : образовательной, творческой, социальной, коммуникативной.

Выделяют два вида портфолио педагога:

1. Аттестационный портфолио.

В период подготовки к аттестации педагогу целесообразно оформить аттестационный портфолио, который поможет наглядно показать его соответствие заявленной квалификационной категории. В это портфолио могут войти материалы, показывающие владение педагогом современными педагогическими технологиями, устойчивость и динамику результатов его деятельности, наличие оригинальных разработок, оценку деятельности участниками педпроцесса и администрацией. Однако следует ориентироваться на предоставление материалов только за межаттестационный период.

2. Интересной формой портфолио является педагогический портфель как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений педагога в определенный период его деятельности. Цель его- сформировать банк данных о педагоге. Это дает возможность реально представить результаты своего труда, увидеть свои резервы, является стимулирующим фактором его профессионального роста, а админитсрации позволяет получить диагностику результатов труда педагога, увидеть систему его работы, обобщить передовой педагогический опыт.

5. Игровая технология

В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах ДО игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка- дошкольника. В условиях введения ФГОС ДО для педагогов важно понять, что представляют собой игровые технологии, как использовать их в образовательном процессе.

Цель игровой технологии- не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и понимании взрослого.

Понятие «игровые педагогические ситуации» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличии от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком- четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

С введением ФГОС ДО перед педагогами встали следующие задачи, направленные на введение игровых технологий в ДОУ :

-необходимость объяснения родителям важности игры;

-обеспечение безопасного пространства для игры;

-наличие соответствующей развивающей предметно-пространственной среды;

-свободное время детей не должно быть жестко регламентированным, педагог должен наблюдать за детьми, принимать их игровые замыслы, переживания.

Игровые технологии должны быть тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

6. Технология «ТРИЗ»

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) была создана ученым-изобретателем Генрихом Сауловичем Альтшуллером.

Работая по этой технологии, воспитатель использует нетрадиционные формы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!»

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; развития речи и творческого воображения.

Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.

Можно применять в работе только элементы ТРИЗ, если педагог недостаточно освоил эту технологию.

Зачастую, мы уже проводим тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.

В заключение хотелось бы сказать:

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Публикации по теме:

Консультация «Три кита развития дошкольника — здоровьесберегающие образовательные технологии» Античные мудрецы считали: Земля покоится на трёх китах, которые людям несут мудрость, надёжность и благополучие, а планете Земля обеспечивают.

Аналитическая справка по тематической проверке «Современные образовательные технологии в оздоровительной работе с детьми» Аналитическая справка по тематической проверке «Современные образовательные технологии в оздоровительной работе с детьми в контексте ФГОС.

Доклад на региональной стажировочной площадке «Современные образовательные технологии» Тема: «Игровые технологии для детей раннего возраста» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я Кривко Любовь Анатольевна-воспитатель 1младшей.

Инновационные образовательные технологии в ДОУ Инновационные образовательные технологии в ДОУ Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию Федеральных.

Использование социо-игровой технологии в ДОУ. Семинар «Современные социально-игровые педагогические технологии» Методическая Служба МБДОУ детский сад комбинированного вида№4 «Полянка» Семинар для педагогов и старших воспитателей городского округа.

Консультация для молодых педагогов «Современные технологии в ДОУ» Современные реалии и требования предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной деятельности в д/с, подразумевают,.

Консультация для родителей «Здоровьесберегающие образовательные технологии» Консультация для родителей «Здоровьесберегающие образовательные технологии» В работе используются элементы здоровьесберегающей технологии.

Современные образовательные технологии Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Современные образовательные технологии в ДОУ Использование технологий является одним из приоритетов образования Передача знаний идет в форме постоянно решаемых проблем Занятия строятся.

Тематический педсовет «Образовательные технологии экологического воспитания детей в ДОУ» Тематический педсовет "Образовательные технологии экологического воспитания детей в ДОУ" Цель: — расширить и систематизировать знания педагогов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Современные образовательные технологии в ДОУ»
Опубликовано: 22 ноября 2017 в 20:24
+28Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Современные образовательные технологии в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Пастушенко (УИ 19540) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД