Елена Пастушенко
Консультация «Современные образовательные технологии в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству образовательно-воспитательной деятельности в дошкольном учреждении, подразумевают, что педагог должен владеть необходимыми образовательными технологиями.
Что такое технология? В толковом словаре написано: Это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве или искусстве. Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука»
Публикация «Консультация „Современные образовательные технологии в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенных на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам.
Основными требованиями или критериями педагогической технологии являются
• Концептуальность
• Системность
• Управляемость
• Эффективность
• Воспроизводимость
Что такое Концептуальность – это значит, что в каждой пед. технологии должна быть опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность означает, что технология должна обладать всеми признаками системы, а именно:
- логикой процесса,
- взаимосвязью его частей,
- целостностью.
Следующий критерий, это управляемость, то есть возможность планирования процесса обучения, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Дальше- эффективность, это значит, что современные педагогические технологии должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, они должны гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
И последний критерий, это воспроизводимость - возможность применения пед. технологии в образовательных учреждениях, т. е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.
Структура образовательной технологии состоит из трех частей:
• Концептуальная часть – это научная база технологии, т. е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
• Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
• Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.
Принципиально важной стороной в любой педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности. Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства ДОУ (дети, сотрудники, родители) осуществляется на основе современных образовательных технологий, которые, в свою очередь направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
К числу современных образовательных технологий можно отнести :
• здоровьесберегающие технологии;
• технологии проектной деятельности
• технология исследовательской деятельности
• информационно-коммуникационные технологии;
• личностно-ориентированные технологии;
• технология портфолио дошкольника и воспитателя
• игровая технология
• технология «ТРИЗ» и др.
Более подробно на методических объединениях в этом году мы рассмотрим технологии личностно-ориентированные, здоровьесберегающие и исследовательскую деятельность.
1. Технологии проектной деятельности
Цель этой технологии заключается в развитии и обогащении социально-личностного опыта детей посредством включения в сферу межличностного взаимодействия.
Какова же классификация учебных проектов? Они подразделяются на:
• «игровые»— детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
• «экскурсионные»,направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
• «повествовательные», проекты,при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной, художественной, музыкальной формах;
• «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.
Типы проектов:
1. по доминирующему методу:
исследовательские,
информационные,
творческие,
игровые,
приключенческие,
практико-ориентированные.
2. по характеру содержания:
включают ребенка и его семью,
ребенка и природу,
ребенка и рукотворный мир,
ребенка, общество и его культурные ценности.
3. по характеру участия ребенка в проекте:
Ребенок является:
заказчиком,
экспертом,
исполнителем,
участником от зарождения идеи до получения результата.
4. по характеру контактов:
осуществляется внутри одной возрастной группы,
в контакте с другой возрастной группой,
внутри ДОУ,
в контакте с семьей,
учреждениями культуры,
общественными организациями (открытый проект).
5. по количеству участников:
индивидуальный,
парный,
групповой,
фронтальный.
6. по продолжительности:
краткосрочный,
средней продолжительности,
долгосрочный.
2. Информационно-коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования : образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками следующие задачи:
• идти в ногу со временем,
• стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
• повысить профессиональный уровень самих педагогов и компетентность родителей.
Решение этих задач невозможно без пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.
Каковы же требования к компьютерным программам, применяемым в ДОУ:
• Они должны носить исследовательский характер;
• Они должны быть доступны и просты для самостоятельных занятий детей;
• Они должны развивать широкий спектр навыков и представлений у детей;
• Они должны соответствовать возрасту детей;•
Классификация программ применяемых в ДОУ:
• Программы на развитие воображения, мышления, памяти;
• Говорящие словари иностранных языков;
• Простейшие графические редакторы;
• Игры-путешествия;
• Программы обучения чтению, математике;
• Мультимедийные презентации;
Каковы же преимущества компьютера в ДОУ:
• Во-первых, предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
• Он несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;•
• обладает стимулом познавательной активности детей;
• предоставляет возможность индивидуализации обучения;•
• позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Однако при использовании ИКТ многие педагоги допускают ошибки: такие как
• Недостаточная методическая подготовленность педагогов
• Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
• Бесплановость, случайность применения ИКТ
• Или, наоборот, перегруженность занятия демонстрацией.
3. Технология портфолио дошкольника
Портфолио— это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.
Существует ряд функций портфолио:
• диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени,
• содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ,
• рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка)
Процесс создания портфолио тоже является своего рода педагогической технологией. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. Единого образца портфолио ребенка нет и быть не может но вариантов очень много, вот один из них:
Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы;
Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные : «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».
Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.
Раздел 4 «Я мечтаю.». В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о.», «Я бы хотел быть.», «Я жду, когда.», «Я вижу себя.».
Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).
Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы ( от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).
Раздел 7 «Посоветуйте мне.». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.
Портфолио можно заполнять как в детском саду, так и дома и можно представлять как мини-презентацию на дне рождения ребенка.
Таким образом, портфолио (папка личных достижений ребенка) позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье
4. Технология «Портфолио педагога»
Современное образование нуждается в новом типе педагога, творчески думающем, владеющим современными педагогическими технологиями, приемами психолого-педагогической диагностики, умением прогнозировать свой конечный результат.
У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в его жизни. Таким досье может стать портфолио педагога.
Портфолио Педагога- это один из методов оценки профессионализма педагога, он позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности : образовательной, творческой, социальной, коммуникативной.
Выделяют два вида портфолио педагога:
1. Аттестационный портфолио.
В период подготовки к аттестации педагогу целесообразно оформить аттестационный портфолио, который поможет наглядно показать его соответствие заявленной квалификационной категории. В это портфолио могут войти материалы, показывающие владение педагогом современными педагогическими технологиями, устойчивость и динамику результатов его деятельности, наличие оригинальных разработок, оценку деятельности участниками педпроцесса и администрацией. Однако следует ориентироваться на предоставление материалов только за межаттестационный период.
2. Интересной формой портфолио является педагогический портфель как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений педагога в определенный период его деятельности. Цель его- сформировать банк данных о педагоге. Это дает возможность реально представить результаты своего труда, увидеть свои резервы, является стимулирующим фактором его профессионального роста, а админитсрации позволяет получить диагностику результатов труда педагога, увидеть систему его работы, обобщить передовой педагогический опыт.
5. Игровая технология
В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах ДО игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка- дошкольника. В условиях введения ФГОС ДО для педагогов важно понять, что представляют собой игровые технологии, как использовать их в образовательном процессе.
Цель игровой технологии- не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и понимании взрослого.
Понятие «игровые педагогические ситуации» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличии от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком- четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
С введением ФГОС ДО перед педагогами встали следующие задачи, направленные на введение игровых технологий в ДОУ :
-необходимость объяснения родителям важности игры;
-обеспечение безопасного пространства для игры;
-наличие соответствующей развивающей предметно-пространственной среды;
-свободное время детей не должно быть жестко регламентированным, педагог должен наблюдать за детьми, принимать их игровые замыслы, переживания.
Игровые технологии должны быть тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
6. Технология «ТРИЗ»
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) была создана ученым-изобретателем Генрихом Сауловичем Альтшуллером.
Работая по этой технологии, воспитатель использует нетрадиционные формы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!»
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; развития речи и творческого воображения.
Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.
Можно применять в работе только элементы ТРИЗ, если педагог недостаточно освоил эту технологию.
Зачастую, мы уже проводим тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.
В заключение хотелось бы сказать:
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.