Ирина Гридина
Современные игрушки: за и против
▼ Скачать + Заказать документы
«Игрушка – это образ, в соответствии с которым ребенок идентифицирует себя, а также образ цели – к чему он будет стремиться».
Н. Козырева
(преподаватель кафедры психологии образования и развития личности Института психологии Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка)
Детские игрушки могут стать талисманом на всю жизнь, а могут травмировать психику так, что о них много лет вспоминаешь с содроганием. Недавно Евразийская экономическая комиссия предложила допускать к продаже только те игрушки, которые прошли психолого-педагогическую экспертизу. В России таким анализом занимается Центр игры и игрушки при Московском государственном психолого-педагогическом университете. К величайшему сожалению, российских игрушек на нашем рынке всего лишь до 15%. Это очень мало. И из них качественных только 5%.
Публикация «Современные игрушки: за и против» размещена в разделах
В начале 2000-х стали очень популярны импортные игрушки под названием неокуб, спиннеры, слаймы, куклы L.O.L, куклы «Монстр Хай» и др. Совсем недавно в продаже появилась игрушка Хагги Вагги. Кто это? Хагги Вагги – зубастый монстр синего цвета с длинными руками.
Кисси Мисси – зубастый монстр розового цвета, подружка Хагги Вагги.
Изначально задумывалось, что Хагги Вагги – это кукла – обнимашка (от слова Hug – обнимать, а Кисси Мисси – кукла – целовашка (от слова Kiss – целовать).
Хагги Вагги и Кисси Мисси – герои компьютерной игры Poppy Playtime (Поппи Плейтайм, сделанной на индийской студии в 2021 году.
По сюжету милая пушистая игрушка стала монстром, когда на фабрике игрушек что – то сломалось. Вторая версия – это работник фабрики игрушек, над которым ставили жестокие эксперименты, в результате чего он стал кровожадным зубастиком. Это предыстория игры. Те, кто играют, попадают на уже заброшенную фабрику и пытаются спастись от Хагги Вагги. Кисси Мисси появляется во 2 главе компьютерной игры и выступает в ней в роли помощницы игрока, она открывает ворота, используя рычаг, чтобы игрок мог временно спастись от преследующего его монстра. Появился в продаже и брат Хагги Вагги – Килли Вилли, зубастый монстр чёрного цвета. Сегодня этих персонажей охотно приобретают коммерческие организации для сбыта. Ибо таков запрос основного потребителя этой продукции — ребенка.
Этих игрушек Вы можете купить на автобусной остановке, в торговом центре, в киоске союзпечати или в сети. Стоит ли отказывать ребенку в покупке Хагги Вагги или другого подобного монстра? Мнения психологов, педагогов и родителей по этому вопросу диаметрально противоположны. Попробуем разобраться.
За:
-сильные и решительные, даже если злые
-яркие, выделяются из общей массы и привлекают к себе внимание
-часто имеют трагическую историю и вызывают сострадание
-мягкие, пушистые, могут обнимать
-нарушают границы и могут позволить себе игнорировать запреты
-доступны (в продаже везде, цена)
-«Игрушки Хагги Вагги дают возможность детям обрести власть над подобными персонажами, чтобы справиться со страхом» (детский психолог и игровой психотерапевт Анастасия Цветкова)
Против :
-пугающий, отталкивающий внешний вид
-держат детский организм в постоянном эмоциональном напряжении, не дают расслабиться
-размываются границы ДОБРЫЙ – ЗЛОЙ, МЯГКАЯ ИГРУШКА – МОНСТР.
-стираются границы реальности и вымысла, ребенок не понимает, где заканчивается реальная жизнь, а где начинается виртуальная
-не соблюдаются возрастные ограничения
-влияют на психо-эмоциональный фон дошкольников: вызывают страхи, повышенную агрессию, депрессивное расстройство
«Если ребенок начинает увлекаться такими игрушками, это откладывает отпечаток на его психике: стираются границы добра и зла. Под видом толерантности размываются ценности. Поэтому я бы не рекомендовала родителям покупать ребенку Хагги Вагги. Игрушка – это образ, в соответствии с которым ребенок идентифицирует себя, а также образ цели – к чему он будет стремиться» (Нина Козырева
преподаватель кафедры психологии образования и развития личности Института психологии Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка)
В сентябре-октябре 2022 года проводилось комплексное психолого-юридическое экспертное исследование на проект «Хагги-Вагги» доктором юридических наук, профессором Игорем Владиславовичем Понкиным и доктором психологических наук Верой Васильевной Абраменко.
Выводы:
1. Объект Хагги Вагги не является детской игрушкой (игрушкой вообще) и не может быть сколь-нибудь обоснованно позиционироваться в качестве (выдаваться за) детскую игрушку. Этот объект не обладает никакой эстетической или культурной ценностью.
2. Воздействие объекта Хагги Вагги объективно направлено на причинение вреда (и реально способно причинить такой вред) здоровью и физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей, направлено на провоцирование крайне негативных последствий (в том числе отложенных и часто необратимых) для психики ребёнка, то есть указанный объект изначально рассчитан на психологическое негативное воздействие на ребёнка.
Объект Хагги Вагги вызывает агрессивные установки сознания и виктимное поведение (поведение жертвы, он противопоказан малолетним (до 14 лет) детям и не рекомендуется более старшим несовершеннолетним детям.
3. Навязывание (в качестве подарка) ребёнку объекта Хагги Вагги как игрушки, попустительство со стороны взрослых доступу ребёнка к такому объекту и использованию ребёнком такого объекта в качестве игрушки, как в семье, так и в образовательной организации – грубейшим образом нарушает право ребёнка на игру и на игровые материалы, но прежде всего, грубо нарушает международно - и конституционно-гарантированные фундаментальные права и законные интересы ребёнка, связанные с обеспечением его физической, психологической и духовно-нравственной безопасности.
4. Производство, распространение (продажа, передача в дар посредством розыгрыша как приза, использование в шоу и пр., рекламирование и попустительство к использованию (в том числе хранению) детьми объекта Хагги Вагги грубейшим образом нарушает правовые запреты, установленные Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
5. Попустительство или содействие получению и использованию малолетним ребёнком объекта Хагги Вагги его родителями может квалифицироваться как ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних. Такие же действия персонала детских дошкольных организаций, организаций культуры, общеобразовательных организаций (школ) и организаций дополнительного образования имеют аналогичную правовую оценку.
Председатель Комитета по информационной безопасности семьи Союза "Родительская Палата" Андрей Афанасьев отмечает в своей статье:
«Берегите детей! Не оставляйте их один на один с этой отрыжкой больной психики. Не хочется думать всё-таки, что сейчас идёт многовековая война за души. А если и так, то кто кроме нас, родителей сохранит их светлые чистые души от того зла, в пучину которого тянут изо всех сил?»
В статье профессора, кандидата психологических наук, Елены Соколовой «Монстры - не шутка и не игра», говорится: «Монстры - это не нормально! Не позволяй им проникнуть в твою повседневную жизнь. Скажи себе: это не для меня! Я хочу сберечь свое психическое и физическое здоровье»
Основные дидактические требования к детским игрушкам :
1. безопасность
2. доброта
3. полифункциональность
4. эстетичность, красота
5. соответствие возрасту детей
6. игрушек не должно быть слишком много
Хочется привести пример ситуации, возникшей недавно в нашей группе. Мальчик принёс в группу Хагги Вагги. У одной девочки при виде игрушки случилась истерика, успокоилась она только, когда игрушка была спрятана. Из 12 детей, только у одного ребёнка есть такая игрушка, 8 детей - категорически не хотят её иметь. Высказывания этих ребят: «Боюсь, может съесть!», «Страшный», «Зубы страшные», «Лицо страшное». Трое детей захотели, чтобы им родители подарили Хагги Вагги: «Милая, мягкая игрушка, если закрыть рот ей», «Обнимается, может лазать, есть липучки».
В заключение хочется напомнить: «Уважаемые педагоги, родители, будьте, пожалуйста, осознанными и думающими. Подходите серьёзно к покупке игрового материала. Игрушки должны быть конструктивной, а не деструктивной (разрушающей) направленности. Они должны развивать детей, а не искажать их представления о реальной действительности и уж, конечно же, не разрушать детскую психику».