Екатерина Дауркина
Расширение представлений об окружающем мире у воспитанников подготовительной группы через экспериментальную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Расширение представлений об окружающем мире у воспитанников подготовительной группы через экспериментальную деятельность»
Составила:Дауркина Е. А
Эффективное развитие дошкольника происходит благодаря познавательной активности - природа щедро наградила ею ребенка. Очень важно, чтобы содержание учебного материала не оставалось для ребенка невостребованным грузом. Поэтому на протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, познавательной активности, эвристического мышления, интереса к поисковой и экспериментальной деятельности. От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребенка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию. Особенно актуальным представляется формирование естественнонаучных представлений, т. к. они закладывают у дошкольников основу миропонимания. С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии с взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопрос «как?» и «почему?». На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом как поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. Именно поэтому я взяла эту тему. Так как развитие любой детской деятельности происходит не само собой, а под руководством взрослого. Таким образом, и развитие деятельности детского экспериментирования имеет свои особенности руководства со стороны взрослого. Поэтому прежде, чем взять эту тему я познакомилась с книгами по теме, на которые потом опиралась. "Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ»; «Конспекты занятий в разных возрастных группах"Ермолаев С. Д. ; "Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы Вып. 1 и 2" Наталии Нищевой; "Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника" Ермолаев С. Д;
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Экспериментирование. Консультации для педагогов
- Темочки
" Воз и маленькая тележка чудес», Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет"Наталии Зубковой; "Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность" Исакова Н. В. и другие. Я провела диагностику и выявила,что у 30% детей познавательный интерес не устойчивый, ребенок не всегда понимает проблему и малоактивен в выдвижении идей по решению проблемы, стремление к самостоятельности у них мало выражено, забывает о цели. Затрудняется сделать вывод даже с помощью других, ошибается в установлении связей и последовательностей. Именно после этого я решила работать по теме "Расширение представлений об окружающем мире у воспитанников подготовительной группы через экспериментальную деятельность". Работая над этой темой я поставила себе цель: развитие у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний и навыков и умения применять их на практике через использование экспериментирования как эффективного метода познания. Задачи над которыми я работала:
расширить представления детей об окружающем мире через экспериментальную деятельность;
формировать проектно-исследовательские умения и навыки, предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
учить детей видеть и выявлять проблему;
развивать умения находить возможные способы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
обогатить память ребенка, активизировать его мыслительные процессы анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;
формировать у детей самостоятельность, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
развивать эмоциональную сферу ребенка, творческие способности, формировать трудовые навыки.
Для успешной работы был проанализирован уголок экспериментирования и сделан вывод, что его надо немного обогатить. Поэтому развивающую среду в экспериментировании добавили : центр " кулинарии", обогатили центры "лаборатория" и "песок, вода и природа". Здесь собраны пособия для ознакомления с неживой природой, свойствами веществ, физическими явлениями - дети могут установить простые закономерности, выявить свойства песка, воды, воздуха: увидеть, как приспосабливаются к этим свойствам растения, животные, птицы. Здесь размещены различные материалы для исследований:
образцы песка, глины, земли; камни железные болтики, уголь, магнит; мел, резина; семена цветов, деревьев (шишки, желуди, орехи и др., зерновых культур (пшеница, рожь, овес, рис, греча и др.); гербарий (растения, произрастающие в нашей местности и в парке);хлопок, лен, шерсть, пух, мех, кожа, войлок, кожура апельсина, шелуха лука, кора, скорлупа.
Очень важно, чтобы дети исследовали объекты, которые находятся в местности, где они живут. Для активизации детской исследовательской деятельности необходимо использовать оборудование:
разнообразные ёмкости (кружки, колбы, графины, тарелочки, пробирки, стаканчики, песочные формочки и т. д.); шприцы (без иголок, трубочки (резиновые, пластмассовые, воронки, сито; увеличительные стекла, лупы; измерительные приборы (весы, часы, линейки и пр., бинты, салфетки, калька; губка, пенопласт, поролон, вата и т. д. ; микроскопы (при наличии). Совместная работа с детьми проходила в непосредственно -образовательной и в самостоятельной деятельности детей под моим чутким руководством. Были проведено открытое занятие Волшебница -вода, где дети показали свои знания. За эти полгода уровень познавательных процессов значительно вырос, у 83% детей познавательное отношение устойчиво. В большинстве случаев ребёнок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему самостоятельно. Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы. Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам воспитателя. Дети даже дома с родителями проводили знакомые опыты. Поэтому в этом направлении еще много чего можно сделать.