Ольга Трубникова
Совершенствование современных коррекционно-развивающих технологий во внеурочной деятельности в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Современное общество характеризуется стремительным изменением темпа жизни, новыми технологиями, ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Задача нас - педагогов состоит в том, чтобы создать такую модель обучения и воспитания детей, в процессе которой у каждого обучающегося появился бы механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество
В настоящее время, с введением ФГОС для обучающихся с ОВЗ раскрываются большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Современные коррекционно-развивающих технологий направлены на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию умений и навыков, необходимых для повышения их жизненной компетентности, и использовать их в своей деятельности.
На сегодняшний день в нашем образовательном учреждении одной из основных проблем является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с ОВЗ в условиях ФГОС. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, я использую в своей работе нестандартные подходы, современные коррекционно-образовательные технологии. Это помогает обучающимся с ОВЗ получить необходимый багаж знаний и подготовиться к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях.
Для достижения наилучшего результата, в работе с детьми с ОВЗ в своей работе я использую такие технологии как:
- индивидуальный и дифференцированный подход;
- игровая технология;
- информационно-коммуникационная;
- здоровьесберегающая;
- информационные технологии.
Используя разнообразные коррекционно-развивающие технологии, педагог сможет помочь детям преодолеть трудности в освоении основной образовательной программы.
Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие учащихся. Модернизацией традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения.
Информационные компьютерные технологии
Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса.
Использование программы создания презентаций представляется очень
удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал,
цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое
сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации
материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая,
моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные центральной нервной системы. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.
Мультимедийные презентации, компьютерные тренажеры привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным.
Внедрение современных компьютерных технологий в школьную
практику позволяет сделать работу учителя при проведении индивидуальных коррекционных занятий более продуктивной и эффективной, а учебное занятие более увлекательным и доступным.
При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитывается тип нервной системы, интересы и склонности ребенка. Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличивается уровень сложности игры или задания, которые определяются строго индивидуально для каждого ребёнка.
Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация учебного процесса, активизация самостоятельной работы учащихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления.
Объяснительно–иллюстративные технологии применяются в классно-урочной системе. Результатом их применения является экономии времени, сохранение сил учителя и учащихся, облегчение понимания сложных знаний.
Здоровьесберегающие технологии.
Использование здоровье сберегающих технологий обучения в общеобразовательной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только укрепить и сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса. Этот вид технологии предполагает проведение во время занятий физминуток, динамических пауз, дыхательной гимнастики, зрительной гимнастики, пальчиковой гимнастики, релаксации. Коррекционные занятия должны быть составлены с учетом частой сменой видов деятельности детей. Каждое занятие должно содержать несколько видов деятельности: дидактические игры или элемент
дидактической игры, задания на развитие внимания, выполнение движений
по подражанию, практические действия.
Одной из наиболее эффективных коррекционно – развивающих технологий, которую я использую на практике, является арт - терапия. Она включает в себя ряд направлений коррекционной работы, связанных с творчеством – это изотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, игротерапия, пескотерапия.
Изотерапия – в коррекционно-развивающей работе с детьми стала одной из наиболее распространенных технологий, как психологической коррекции, так и диагностики, которые неразрывно связны. На занятиях используется пальчиковая гимнастика; гимнастика для глаз, которая снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации; дыхательные упражнения для стимуляции работы мозга, регулирует нервно - психические процессы, релаксирующие упражнения.
Сказкотерапия. В ходе этих занятий возможно решение не только эмоциональных и поведенческих проблем у детей (неврозы, застенчивость, страхи, агрессию, но и приобщение их к книге, знакомство с творчеством писателей-сказочников. Занятия с особыми детьми по методу сказкотерапии несут в себе не только обучающий и коррекционно-развивающий характер, направленный на развитие личностного и творческого роста ребёнка, но и воспитывают в нём будущего потенциального читателя.
Музыкотерапия. Это использование музыки на занятиях с ребенком в любом виде. Можно прослушивать записи, играть на элементарных музыкальных инструментах, петь и так далее – все это приносит неоценимый вклад в развитие ребенка.
Игротерапия – С помощью игры педагог может помочь ребёнку раскрыться и установить контакт с окружающим миром. Для детей с ОВЗ используются игры с пуговицами, фасолью, со сливовыми косточками. Игры с водой. Возня с водой, переливание ее особенно нравиться детям, эти игры имеют и терапевтический эффект. Игры с мыльными пузырями. Детям нравится наблюдать за кружением в воздухе мыльных пузырей. Игры со льдом. Не менее интересны и игры с крупами. Игры с красками: «Волшебная кисточка», «Цветная вода». Игры с пластичным материалом (пластилином, глиной, тестом). Пальчиковые игры, жестовые игры, релаксационные упражнения. Эти игры особенно эффективны при работе с детьми РДА.
Одним из самых универсальных и доступных для детей с ОВЗ направлений арт - терапии, которую я используем на практике и о которой я хочу рассказать подробнее, является пескотерапия. Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать куличики, да и просто приятно сыпать его сквозь пальцы. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Особенно если эти игры – песочная терапия. Что же такое пескотерапия? Пескотерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит ребенка. Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие и развитие детей. Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает пространственные и временные понятия. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика руки. Занимаясь играми на песке, ребёнку становится интересно, он старается сделать все правильно, красиво, аккуратно и, что немаловажно – быстро. Особо нуждаются в такой терапии дети с ОВЗ. В качестве ведущих характеристик таких детей выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха.
Применение коррекционно – развивающих технологий на занятиях позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение и воспитание детей с ОВЗ, а также способствует положительному состоянию детей в процессе занятий и значительно повышает эффективность работы. Современное общество настолько сложно, что любой ребёнок нуждается в определённом психологическом «запасе прочности» для вступления в его ряды. Человек должен жить среди людей, и ребёнок с ОВЗ – прежде всего человек. Его реальные психологические проблемы мало отличаются от тех, которые есть у здоровых детей. Цель педагогов – подготовить своих учеников к дальнейшему обучению, а в будущем к производительному, общественно полезному труду и к самостоятельной жизни.
О здоровье человека есть очень хорошие слова великого педагога В. А. Сухомлинского: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы».