Оксана Вознюковская
Современные игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для воспитателей
«Современные игровые технологии в развитие речи детей дошкольного возраста».
Подготовила учитель-логопед
Вознюковская О. В.
Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов в сфере речевого развития детей дошкольного возраста через использование современных, традиционных и нетрадиционных педагогических технологий (приёмов, методов и форм).
Публикация «Современные игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Задачи:
1. Познакомить педагогов с эффективными методами, приёмами речевого развития детей.
2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка –
это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям
педагогов, родителей и многих других людей,
в окружении которых малыш растет и развивается.
Актуальность.
Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А ведущей деятельностью дошкольного возраста является ИГРА. И я хочу вас познакомить с игровыми технологиями, которые могут заинтересовать и побудить ребенка к речевой деятельности.
• Игра с использованием музыкальных палочек «Дедушка Молчок».
Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста, направлена на автоматизацию поставленных звуков, развития ритмической стороны речи. Заключается в отстукивании ритма палочками под стихотворение.
Используемый материал: палочки - клавесы (бруски, карандаши, издающие звук).
Слова:
Чок - чок - чок - чок
Здравствуй, Дедушка Молчок! (палочками попеременно стучим об стол)
Может ты Боровичок? (боками палочек ударять друг об друга — —)
Или ты Лесовичок? (ставим палочки на голову, как ушки)
Только лес шуршит (ударяем палочки боками друг об друга ||)
Уш-уш-уш, Шу-шу-шу
Только лес шумит (трем палочки в ладошках)
Аш-аш-аш, Ша-ша-ша
Только лес поёт (ударяем палочками об стол параллельно)
Иш-иш-иш, Ши-ши-ши
Спать пора, Малыши.
• Игровой приём «Дидактический синквейн»
«Синквейн» в переводе с французского обозначает «пять». Это стихотворение из пяти строк, написанное по особым правилам. Самое главное достоинство синквейна это ПРОСТОТА. Его могут составить все.
Синквейн учит краткому пересказу и способствует пополнению словарного запаса (Слайд со схемой)
- Первая строка состоит из одного слова. Это тема – предмет. И отвечает на вопросы «Кто?», «Что?»
- Вторая строка состоит из двух слов. Это признаки. Отвечают на вопросы «Какая?», «Какой?», «Какое?».
- Третья строка состоит из трех слов. Это действие. Отвечают на вопрос «Что делает?»
- Четвертая строка состоит из четырех слов. Это предложение, фраза, имеющая отношение к теме.
- Пятая строка состоит из одного слова. Это вывод. Суть темы.
При составлении синквейна по предметной картинке, для детей младшего возраста, удобнее применять картинки – подсказки, можно составлять синквейн по теме занятия (подводя итог, а также синквейн – загадки (Слайд -картинки-загадки)
- Предлагаю вам, педагоги, самостоятельно составить синквейн рассказ по картинке, загадки.
• Речевые игры с использованием портопазел (в детском саду используются для массажа стоп после сна)
«Протопай столько раз, сколько звуков в слове»
Выкладываются портопазлы (3-4 шт.). Педагог встает на пазл и должен протопать столько раз, сколько звуков в заданном слове. На каждый пазл новое слово.
«Придумай слова на заданный звук»
Выкладываются портопазлы (3-4 шт.) Перешагивая с пазла на пазл, необходимо назвать слова на заданный звук.
• Использование мнемотехники, как метода по развитию речи дошкольника.
Мнемотехника — совокупность приемов и методов, направленных на тренировку памяти, речи, которые помогают быстрее запомнить информацию путем образования ассоциаций, на основе визуального и аудиального, а также чувственного представления (Слайд- структура мнемотехники)
Структура мнемотехники: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.
1 этап. Мнемоквадраты – это отдельный схематический рисунок, который обозначает одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение (Слайд)
Цель: научить детей использовать картинки в качестве опоры для запоминания отдельных слов путем соотнесения каждого слова с рисунком, наиболее подходящим по смыслу.
Итак, педагог называет слово, а ребенку необходимо выбрать картинку, которая поможет это слово запомнить.
Слова: лес, пляж, ваза, вкусно, страшно, весело, горячий, соленый, кислый, пляж, привет, золото.
Так же мнемоквадраты используются для закрепления предлогов (Слайд)
Работа с педагогами с мнемоквадратами.
[i]2 этап. Мнемодорожки [/i]– это последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию.
Глядя на схемы – рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию, в этом процессе одновременно задействовано и слуховое и визуальное восприятие.
Мнемодорожки так же используются для автоматизации звука в стихах, чистоговорках (Слайд)
Работа с мнемодорожками.
3 этап. Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадратов заложена определенная информация. При помощи мнемотаблиц легко можно запомнить большой объем информации, так как каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание.
На основе этих изображений составляются Рассказы (Слайд)
Учатся стихи (Слайд)
Составляются загадки (Слайд)
Работа с мнемотаблицами.
В заключении хочется отметить, что развитие речи в игровой форме дает большой результат: наблюдается желание детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.
Спасибо за внимание и участие.