Зобкова Анастасия
Современные дошкольники: проблемы воспитания и формирования социальной адаптации. Игра как средство социальной адаптации
▼ Скачать + Заказать документы
На данный момент мы можем сказать что имеется значительное снижение роли семьи в воспитании детей, что объясняет трудности в их дальнейшей жизни. В большей степени обусловлено тем, что в большинстве семей ребёнок является единственным,также сейчас много неполных семей. В то же время в обществе возрастают требования к адаптивным возможностям личности, вызванные социальными процессами. И конечно же на современном этапе развития российского общества вопрос полноценного воспитания подрастающего поколения не теряет своей актуальности, а стоит как никогда остро. Особенного внимания требуют дошкольники, так как именно в этом возрасте происходит первичная ориентация всей будущей жизни, закладываются духовно-нравственные основы личности, формируется первый неоценимый опыт взаимодействия с обществом. Именно этот возраст является главным для формирования и развития большинства жизненно важных психических образований. В дошкольном возрасте перестраивается вся мотивационно-потребностная сфера человека. Ошибки и просчёты в воспитании, допущенные в этом возрасте, могут нанести непоправимый вред личности ребёнка. В то же время правильное и всестороннее воспитание служит фундаментом успешной и насыщенной жизни в социуме, гарантирует социальную активность в будущем каждого ребёнка, а значит, и развитие общества в целом. Но так как семья в подавляющем большинстве случаев не в состоянии в полной мере обеспечить полноценное развитие личности ребёнка, сложная задача формирования и развития адаптивных возможностей детей, подготовки их дальнейшей социализации ложится на дошкольное учреждение. Для решения этой глобальной задачи необходимо организовать воспитательный процесс, грамотно используя все имеющиеся возможности, традиционные и инновационные подходы в работе с детьми. В детских дошкольных учреждениях ведущая деятельность дошкольников - игра, которая из хаотичной и поверхностной под воздействием специалистов переходит в планомерную и углублённую. Это приводит к адаптации ребёнка к собственным внутренним изменениям, связанным с взрослением, к изменившимся требованиям, предъявляемым ему в семье и другими взрослыми, к требованиям и нормам детского коллектива. Кроме того, социальное окружение также должно адаптироваться к индивидуальным особенностям каждого ребёнка. Таким образом, в основе технологий социализации дошкольника лежит психолого - педагогическая концепция гармонизации взаимоотношений личности, среды, сверстников, педагогического коллектива родителей. Социальная адаптация даёт дошкольнику возможность развиваться в соответствующем темпе в зависимости от своих возможностей и способностей. В настоящее время к игре обращаются как к части досуга, идеальной форме развлечения, средству коррекции социальных отклонений личности, реабилитации инвалидов. Социокультурное назначение игры – обеспечить усвоение детьми всех богатств культуры, позволяющих им функционировать в качестве полноправных членов детского коллектива. Помимо воспитательного аспекта, игре присущ и дидактический аспект. В процессе игры ребенок обучается, приобретая навыки будущей профессии, знакомится с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни. Игра создает поле деятельности, в котором он моделирует те или иные жизненные ситуации и вырабатывает свое отношение к ним. Игра — тип осмысленной продуктивной деятельности, где мотив лежит не в её результате, а в самом процессе. Также термин «игра» используют для обозначения набора предметов или программ, предназначенных для подобной деятельности. Данный вид деятельности является и отдыхом, и компенсацией недостаточных нагрузок: физических, умственных, эмоциональных. Играющий человек силой своего воображения создает около себя условную действительность и в ней – наиболее благоприятные возможности для реализации своих стремлений, проявления способностей. И конечно же игра вносит много нового во взаимоотношения между детьми и взрослыми, побуждает их к сотворчеству, благоприятно сказывается на психической и эмоциональной сферах тех и других. К игре детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты. Детки, перешедшие из ясельной группы во вторую младшую, также испытали адаптационный период : привыкание к новым воспитателям, новой среде и др., Чтобы период привыкания прошел быстрее и спокойнее, можно и нужно использовать в комплексе различные адаптационные методики и приемы : изучение исходных документов, наблюдение за детьми, беседы с дошкольниками и родителями, другими специалистами детского сада. И конечно же надо стремится создать такую среду, в которой ребенок чувствовал бы себя комфортно и безопасно, проявлял творческую активность, развивался, приобретал социальные навыки. Мною была продумана система подбора игр для детей и методика их проведения.