Ирина Ломкова
Консультация «Современные дети»
▼ Скачать + Заказать документы
«Только то, обучение в детском возрасте хорошо,
которое забегает вперед развития
и ведет развитие за собой.
Но обучать ребенка возможно только тому,
чему он уже способен обучаться»
Л. С. Выготский
Современные дети
Современный мир непрерывно меняется. Скорость, с которой наша жизнь претерпевает трансформации, намного выше, чем раньше. Жизнь диктует свои условия: её ритм ускоряется, она перенасыщается информацией, повседневные нагрузки растут.
Публикация «Консультация „Современные дети“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Современные дети кардинально отличаются от своих сверстников два или три десятилетия назад. Современные дети другие, ни хуже, ни лучше Просто сейчас они другие. Как же мы должны подстраиваться под изменяющиеся условия?
Сегодня уже не удивляет, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. Изменилась жизнь принципиально, но изменились социальный и предметный мир, приоритеты государственной политики в сфере образования. Радует и тот факт, что впервые в истории дошкольного образования появился федеральный государственный стандарт, который призван многое изменить в системе дошкольного образования, в части методов воспитания и приёмов обучения, педагогических технологий, условий, и результата дошкольного образования, а также в части преемственности образовательных программ дошкольных учреждений и начальной школы.
Сегодня много пишут и говорят о новых детях, об их уникальных интеллектуальных способностях, о том, что они «пришли в этот мир, чтобы его изменить, сделать лучше и добрее». Хочется в это искренне верить.
В то же время быстро увеличивается число детей с ослабленным здоровьем, замедленным психическим развитием, с нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы, много детей гиперактивных.
Современные дети активны, общительны, в то же время замечена тенденция к снижению навыков самообслуживания. Начиная с раннего детства, воспитатели настойчиво и успешно решают задачу по формированию навыков самообслуживания у детей. У них есть на это время. Но не всегда его достаточно у родителей.
Часто можно наблюдать такую картину: родители забирают ребенка из детского сада, торопят, чтобы он быстрее одевался. Иные родители одевают ребенка даже в подготовительной группе, хотя каждый может делать это самостоятельно. А потом удивляемся, что в школе ребенок не самостоятелен, не организован.
А что впереди? Ведь в настоящее время дети растут и развиваются в условиях огромного информационного пространства! С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения: компьютерные игры, планшеты, интерактивные игрушки, гаджеты, сотовые телефоны, т. д.
Особенности развития детей с новым типом сознания требуют современного подхода в воспитании и образовании. Задача воспитания современных детей должна состоять в создании условий для снижения гиперактивности, развития сосредоточенности и концентрации внимания, двигательного опыта и физического здоровья.
Очень важно, чтобы современный педагог задействовал все технические возможности для достижения наилучшего результата.
Применение мультимедийных технологий в профессиональной деятельности педагогов более чем оправдано, это шаг в сторону современных детей
Но у большой информируемости, есть и оборотная сторона.
Современные дети в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. Более того, в связи с проблемами со здоровьем некоторые детки имеют задержку психического и речевого развития. Многие дети пятилетнего возраста нуждаются в помощи логопеда. Современный ребенок дошкольник говорит много (если говорит, но плохо.
Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса. Замечено, что самые низкие показатели выполнения программ обучения и воспитания чаще всего относятся к разделу "Развитие речи". Страдает не только раздел "Связная речь", но и "Словарь".
Психологи делают неутешительные выводы о влиянии компьютерных игр на психическое развитие детей.
Но от технического прогресса не убежать и не спрятаться. Необходимо выбрать золотую середину:
- ограничить время проведения в компьютере, у телевизора не более 30 мин. в день;
- обязательно необходимо отбирать развивающие игры и мультфильмы.
Современные дети развиты коммуникативно, не наблюдается зажатость перед взрослыми. И если сам воспитатель, родитель, учитель не занимают авторитарную позицию, а находятся с ребенком на правах опытного сотоварища, партнера, то ребенок раскрывается совсем по-другому.
Действия под диктовку взрослого, как и правильные ответы на его вопросы не имеют никакого отношения к развитию ребенка. Ведь развитие подразумевает появление нового отношения к миру и другим людям, появление новых способностей и новых желаний, интересов и побуждений к действию, к деятельности. Все это всегда отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности, когда ребенок сам что-то придумывает, создает, к чему-то стремится.
Современные дети протестуют, если взрослые заставляют их что-то делать, развитие сферы духа должно протекать последовательно, ребенок хочет быть не младшим по отношению к старшим, а равноправным партнером по общению и совместной деятельности. При таких условиях у ребенка развивается ощущение успешности и уверенность в собственных силах.
Педагогическая задача воспитания современных детей заключается в создании условий для развития волевых качеств ребенка: целеустремленности, настойчивости, ответственности и уверенности в себе.
В современном кризисном обществе отчужденность детей от родителей нарастает, больше проявляется дефицит ласки, душевного тепла и взаимного внимания. Родители все меньше общаются со своими детьми.
Многие родители одержимы идеей как можно раньше научить детей считать и читать. Взрослые наполняют ребенка новыми знаниями и умениями, форсируя естественное развитие ребенка, перенасыщают информацией. Однако не задумываются о самом важном: какими глазами малыш смотрит на окружающий мир? Безразличными, настороженными, обиженными, сердитыми или спокойными, добрыми, уверенными и счастливыми?
Формирование положительного мировосприятия – это основа будущей успешности маленького человечка.
При решении данной задачи важно соблюдать три основополагающих принципа:
- признавать ребенка,
- понимать ребенка
- принимать ребенка таковым, какой он есть.
Взрослые должны не учить жизни, а помочь ребенку самостоятельно научиться жить. Вся наша высокотехнологичная ускоренная цивилизация влилась в современный мир семимильными шагами.
Педагоги и психологи предупреждают о том, что неконтролируемый информационный поток ведет к недостаточности эмоционально-личностного и эмоционально-делового общения, что приводит к увеличению количества детей, не усваивающих программы обучения в детском саду и школе.
Современные дошкольники перенесли в виртуальный мир не только свои увлечения и досуг, но и общение со сверстниками.
Далеко не редкость, когда дети уже в три года имеют свои аккаунты на ютуб канале и неутомимо снимают ролики про себя, домашних питомцев и свои увлечения. Делятся ими в сети, собирают «лайки». К сожалению, это приводит к исчезновению детских «дворовых» сообществ.
Современные дошкольники стали реже свободно играть и общаться со сверстниками, и, детям не о чем разговаривать, нечего обсуждать или спорить. Очевидно, это негативный результат влияния со стороны современного общества.
Популярность компьютерных программ среди детей стремительно возрастает не только в нашей стране, но и во всем мире.
При достаточно высоком уровне информированности, умственного развития и технической грамотности, они остаются пассивными, несамостоятельными, зависимыми от взрослых и от внешних обстоятельств.
В настоящее время ни родители, ни педагоги не в состоянии передать детям смыслы и мотивы своей деятельности, и, в то же время, они активно передают им навыки и умения, которые остаются для них бессмысленными и отчужденными.
Мир взрослых (их профессиональная деятельность, отношения и пр.) закрыты для детей, что не способствует посреднической миссии родителей и педагогов. То, что несколько десятилетий назад казалось естественным, сегодня становится проблемой.
Неспособность к самоорганизации, несформированность мотивационно-волевой сферы, ситуативность являются серьезными проблемами современных детей. Эти проблемы во многом связаны с разрывом мотивации и способов действия ребенка. Сегодня родители и педагоги пытаются научить детей тому, что не имеет для них никакого смысла и личностной значимости. В результате попытка ускорить интеллектуальное развитие тормозит, а иногда и блокирует становление личности ребенка.
В связи с этим можно сделать вывод: общество стремительно меняется, прогресс и внедрение современных технологий в нашу жизнь не остановить. Поэтому основной задачей родителей, педагогов и психологов является использование новых возможностей для развития потенциала детей, а ключевыми определяющими его характеристиками являются самостоятельность, инициативность и ответственность.
Но несмотря на изменения в мире, обществе, семье, современные дошкольники продолжают оставаться детьми. Они любят играть, только содержание игр, игровые интересы несколько изменились. Наряду с сюжетно-ролевыми играми, дети выбирают игры с современными конструкторами, различные головоломки, знают и увлекаются компьютерными играми;
Таким образом, при организации образовательной работы с детьми необходимо учитывать (с поправкой на индивидуальные особенности, уникальность личного социального опыта, социокультурной ситуации, что современный ребенок-дошкольник обладает:
-достаточно развитым восприятием;
-памятью достаточно развитой для удержания;
-мышлением, достаточным для осознания;
-речью, позволяющей объяснять свои представления и состояния;
-исследовательской инициативой;
-внутренней позицией, которая, позволяет ребенку индивидуально относиться к событиям и явлениям происходящим в его жизни ребенка.
Какими будут наши дети, зависит только от нас.
Новый Закон «Об образовании в РФ» четко закрепил, что родители являются первыми и главными учителями своих детей, детский сад и школа помогают им.