Гульнара Скорюпина
Шахматы и дети. Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Суть шахматной игры — математическая логика и анализ, в ней нет места случайностям и, строго говоря, везению, поэтому ребёнок учится делать ответственный выбор хода, а если смотреть шире, то и поступка.
В шахматах интересен сам процесс игры, а не только её итог. Это путь озарённый стремлением к победе. На этом пути увлекает само движение к цели, и то, что при этом происходит – рождение замыслов, предвидение опасности, умение рисковать. Здесь ребёнок не созерцатель, а действующее лицо – создатель события.
Публикация «Шахматы и дети, Консультация для родителей» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Шахматы. Консультации
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Игра в шахматы может дарить радость творческого общения и возможность перенимать правильные и красивые поступки или учиться на ошибках. Поэтому настоящие шахматисты испытывают к партнёру по игре не зависть или высокомерие, а уважение и благодарность за игру, и в знак этого перед началом и после игры партнёры обмениваются рукопожатием.
Существует давний спор о том, что же такое шахматы – спорт или искусство? Безусловно – это игра двоих, т. е. соревнование по результатам игры, как всегда бывает в спорте. Но само умение хорошо играть – это уже искусство, ибо, как и в искусстве, интеллектуальному творчеству в шахматах предела нет.
Шахматы можно рассматривать не только как игру, вид спорта или проведение досуга, но и как искусство, науку, модель изучения личности, её психических функций.
Каждый человек, играющий в шахматы, находит в них для себя что-то особенное и притягательное, позволяющее каждый раз, окунувшись в захватывающий мир этой мудрой игры, испытывать радость от нахождения интересных вариантов и проведённых комбинаций. За шахматной доской разворачивается интеллектуальное и психологическое противоборство игроков, проявляется сила характеров и воля к победе, приносящей выигравшему моральное удовлетворение.
Игра в шахматы развивает не только логические, но и творческие формы мышления. Во многих позициях, возникающих в шахматной партии и носящих проблемный характер, шахматист часто делает выбор, используя эвристические приемы принятия решений.
У детей, занимающихся шахматами, вырабатывается чувство субординации, умение распределять время, ставить цели и задачи, планировать свою деятельность. Набор перечисленных выше качеств и свойств личности, формирующихся и развивающихся при игре в шахматы, необходим каждому ребёнку не только в учёбе, но и в повседневной жизни.
Исследованиями учёных доказано взаимодействие форм шахматного мышления с речью, а так же то, что учебный предмет шахматы является причинным фактором по отношению к познавательной активности и успеваемости. Достоверно обосновано взаимное влияние шахмат, русского языка и литературы, получены данные положительного влияния занятий шахматами на успеваемость по ряду школьных предметов. Юный шахматист, играя даже эпизодически, в дальнейшем легче освоит математику и прочие точные науки.
Влияние игры на формирование личности трудно переоценить.
Станет кроха гроссмейстером или нет, не угадать, но то, что он вырастет самостоятельным, научится побеждать и проигрывать, анализировать и принимать решение — однозначно.
Все дети изначально талантливы! Но, знакомя с элементарными правилами игры, ребенку – дошкольнику следует помочь усвоить извечную истину:
Шахматы – дело занимательное, увлекательное, но и сложное. Шахматы – это каждодневный труд, труд упорный и настойчивый.