ирина власова
Советы логопеда «Подручные средства для организации логопедических занятий дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Конкурс
«Лучший сценарий проведения родительского собрания»
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
«Советы логопеда : подручные средства для организации логопедических занятий дома»
Автор:
Власова Ирина Евгеньевна
Учитель-логопед
I квалификационная категория
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
Темочки:
- Бросовый материал. ИЗО, поделки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедические конспекты занятий
- Темочки
Тема: «Советы логопеда : подручные средства для организации логопедических занятий дома»
Цель: создать условия, способствующие обогащению знаний родителей по вопросам развития речи ребёнка.
Задачи:
-привлечь родителей к участию в формировании правильной речи детей;
-способствовать оптимизации детско-родительских отношений;
-предоставить родителям практический опыт игрового партнерства с детьми.
Участники: дети и родители подготовительной группы, воспитатели группы (по желанию, педагог-психолог, учитель-логопед.
Форма проведения: совместное собрание детей и родителей. Практикум.
Место проведения: логопедический кабинет
Продолжительность: 25 минут
Материалы : настольное зеркало -6 шт., гусеница для артикуляционной гимнастики -6шт., пластиковые ходилки-6 шт., стаканчики с горохом-6 шт., задания-конвертики для игры- 6 шт., памятки с рекомендациями родителям -6 шт., леденец чупа-чупс-12шт., пипетка-6 шт., стакан с водой-6 шт. яблоко-1шт., трубочка-6 шт. съедобные колечки- 12шт., бумажные салфетки, влажные салфетки, пластиковый стакан (3,тарелка(3) ,магнитофон.
Подготовительный этап:
• изготовление приглашений для каждой семьи с учетом темы собрания;
• разработка оригинальных памяток с советами по развитию речи;
• предварительная просветительская работа с родителями по проблеме речевых нарушений у детей с помощью информационных стендов.
Этап реализации:
• проведение родительского собрания в нетрадиционной форме (родители и дети погружаются в атмосферу домашнего уюта с помощью звукового эффекта, звучит песня Ю. Антонова «Крыша дома твоего»)
• анкетирование родителей в конце собрания.
Аналитический этап:
• анализ анкетирования родителей, позволяющий понять, насколько тема и содержание родительского собрания отвечают запросам и ожиданиям семьи;
• планирование индивидуальных бесед и тематических консультаций по запросу со стороны родителей.
Психолого-педагогических технологий работы с родителями:
Технология обращения к художественному произведению. Ее выбор основан на убедительности цитат знаменитых писателей для большинства родителей. Именно художественная литература играет огромную роль в формировании мировоззрения и убеждений человека.
Мозговой штурм. Технология коллективной мыслительной деятельности родителей, позволяющая достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.
Игровые упражнения и задания. Игровое взаимодействие родителей позволяет достигать поставленной цели собрания косвенными путями, исключая ситуации, когда логопед становится на ступень выше родителей, поучая их. Родители сами приходят к выводу о том, что необходимо развивать ту или иную сторону речи по определенным причинам.
Обращение к опыту родителей. Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственный опыт, соотносить его с опытом других родителей.
Формы работы с родителями:
В данном родительском собрании использованы такие формы работы с родителями, как:
• игровые упражнения и задания;
• работа с раздаточным материалом;
• приемы погружения в проблему собрания;
• сообщение теоретической информации;
• предоставление итоговой информации собрания в виде оригинальных памяток.
Данные формы работы позволили построить родительское собрание таким образом, чтобы оно не было формальным, а по возможности привлекало родителей к решению проблемы речевого развития детей, развивало дух плодотворного сотрудничества. Указанные формы работы многообразны и активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому восприятию сути собрания, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный разговор.
СЦЕНАРИЙ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
«СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА : ПОДРУЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДОМА»
Вводная часть
Оформление помещения: в помещении логопедического кабинета достаточное освещение. Столы поставлены, на каждом заранее приготовлены материалы для практикума
. (См. приложение 2) Звучит прекрасная песня Ю. Антонова «Крыша дома твоего Логопед встречает родителей с детьми.
Вступительное слово логопеда :
«Добрый вечер, уважаемые родители! Мне очень приятно видеть вас на нашей встрече. Сегодня она организована в рамках мастер-класса. Поговорим мы о том, как в увлекательной игровой форме организовать логопедические занятия с детьми дома. На кухне. Ведь именно здесь мы проводим значительную часть своего времени. Предлагаю использовать его для общения с ребенком.
Чтобы детство наших детей было счастливым, наша с вами задача удовлетворить потребность ребенка в игре, потому, что играя, ребенок учиться и познаёт мир»
Основная часть
Логопед : «Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти, полезна артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика — это упражнения для тренировки языка, губ, щек и нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое и правильное произношение звуков и слов. Артикуляционные упражнения повышают подвижность органов речи, увеличивают силу их движений, а также помогают ребенку запомнить правильное положение языка и губ. С помощью артикуляционной гимнастики формируется правильное «автоматическое» произношение. С прекрасным настроением и позитивными эмоциями предлагаю начать сладкую зарядку для языка».
Задание 1.«Сладкая зарядка»
Упражнение с леденцом «Чупа-чупс»
Логопед : «Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс — отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем.
1. Поставьте перед собой зеркало.
2. Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.
3. Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху — вниз, затем из стороны в сторону.
4. Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, попробуйте удержать леденец только языком.
5. Двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз».
Задание 2.
Упражнение «Чашечка»
Логопед : «Предлагаю вам вместе с детьми выполнить артикуляционное упражнение «Чашечка». Просим ребёнка высунуть широкий язык. Дотрагиваемся до середины языка ватной палочкой и делаем небольшое углубление, в него можно положить горошину, витаминку или сказать: «Сейчас я налью тебе чаю, ш-ш-ш». Можно из пипетки капать в «чашечку» воду, а затем проглатывать её.
Вы видите, как сначала при выполнении упражнений наблюдается напряженность. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут непринужденными».
(См. приложение 2)
Задание 3.
Упражнение с долькой яблока
Логопед : «это упражнение направлено на тренировку мышц речевого аппарата и улучшение их подвижности. «Ребёнку кладём кусочек яблочка за щеку и просим языком вытащить его оттуда. Тоже самое производим с другой щекой. Предлагаю перейти к практике. Нагрузка должна направляться на круговую мышцу языка и на кончик языка».
Задание 4. Упражнение с ватной палочкой
Логопед : «Различных «дидактических» материалов дома – более чем достаточно. И сейчас я покажу, как можно использовать ватные палочки для выработки точности движений артик. аппарата, для массажа языка.
Исходное положение языка
1) «Лопата», посередине кладём ватную палочку и ее нужно удержать под счёт от 1 до 10, не уронить. Язык не должен дрожать и убегать внутрь рта.
2) «Карусель» - ватную палочку ставим на расстоянии от рта, ставим точки, следим чтобы голова была в одном положении.
3) «Маятник»- производим движения влево-вправо при поднятом вверх языке. Данный приём можно использовать если ребёнок не произносит звук р.
4) Выплёвывание вперёд палочки зажатой губами сильной воздушной струёй.
Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Это не доставило нам большого труда, а детям принесло большую пользу».
(См. приложение 2)
Выступление психолога
Педагог - психолог: «Говорят «Дети – цветы жизни». Прошу вас подумать, а на какой цветок похож ваш ребенок: веселый и простой колокольчик, красивая но колючая розочка, великолепный тюльпан или горделивый нарцисс. А может быть это комнатное растение, требующее постоянного ухода. Возьмите карандаши и нарисуйте Ваш «цветочек». (Родители рисуют).
Педагог - психолог: Напишите в центре цветка имя вашего ребенка. А на его лепестках или вокруг их качества присущие вашему ребенку. Это могут быть и достоинства и недостатки маленькой личности.
(Родители пишут)
Педагог - психолог: У каждого ребенка есть родители, как и у каждого цветка, есть корни. От того здоровы ли корни зависит питание, рост и в конечном итоге жизнь цветка. Так и от нас родителей, от нашего воспитания и заботы зависит будущее наших детей.
Все и хорошее и плохое – человек получает в семье
Задание 5. Артикуляционная гимнастика с гусеницей
Логопед : «Я хочу познакомить вас с ещё одним игровым способом укрепления артикуляционной моторики, которые можно использовать дома.
Для этого нам понадобиться обычный шнурок или, доступная к покупке каждому «тянучка».
Например: жил - был червячок Тимошка, жил он с дедушкой, бабушкой, мамой, папой и братом Антошкой, по утрам они смотрели в окошко, улыбались, зубки чистили немножко, прискакала лошадка и принесла горошка, и взял большую ложку Тимошка, и стал пересыпать горошки, 1 ложка,2 ложки …. нарисовал дорожку, брат Антошка не скучает –по дорожке той шагает, он к болоту подошёл и по кочкам всем прошёл.
Разнообразие такой игры ограничено лишь вашей фантазией, и каждое действие по-своему полезно для развития речи. Здесь и артикуляционная гимнастика и пальчиковая, развитие грамматики, мышления, можно предложить ребёнку самому придумать сказку или я начну, а ты продолжи». (См. приложение 2)
Задание 6.
Логопед : Игра «Меню»
«Уважаемые родители, обратите внимание, у вас на столах лежат конвертики.
Я приготовила для вас подсказки для организации подручных игр в домашних условиях, предлагаю озвучить их, и конечно же проиграть
1. предложите ребёнку поучаствовать в составлении меню. Например, в понедельник будем готовить пирожки, во вторник -вареники, в среду – суп, четверг –торт, пятница – плов, суббота – кашу, в воскресенье – салат.
(слуховая память, зрительная память, связная речь)».
Задание 7.
Упражнение «Футбол»
Логопед : «Попросите ребёнка поиграть с вами в футбол, используйте трубочку.
Усложнение:
На кончик носа прикрепить ватку и сдуть её, затем плавно подуть вверх, на нос. При правильной воздушной струе она летит вверх».
Задание 8.
Упражнение «Подуем в трубочку»
Задача: тренировать длительную, направленную посередине языка воздушную струю.
Логопед : Сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание, губы вытянуть в трубочку, язык просунуть между ними, свернуть его и подуть в получившуюся трубочку.
Поначалу можно дуть на занавеску, находящуюся напротив, или на узкую полоску бумаги, прикрепленную к чему-либо и расположенную по направлению воздушной струи. Необходимо следить, чтобы выдох проводился ребенком плавно, длительно, не надувая щек.
Все участники образовательного процесса: подведение итогов собрания
Педагог-психолог: рефлексия
Все участники образовательного процесса: обмен мнениями
В ходе рефлексии родителям предлагается проговорить о том, что полезного они узнали в ходе выступления, обменяться мнениями о том, какие моменты остались недосказанными или требуют более глубокого анализа.
Педагог-психолог: «Думаю, вывод ясен: надо любить своего ребё нка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Ни когда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Оценивайте только поступки своих детей, но не их самих. Радуйтесь каждой минуте общения со своим ребенком, потому, что ребёнок - это праздник, который пока с нами».
До новых встреч!