Наталья Плахтеева
Советы родителям по организации наблюдений за состоянием неба, моря и ветра во время летнего отдыха
▼ Скачать + Заказать документы
Материал может быть интересен воспитателям и родителям детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель: продолжать знакомство с различными природными явлениями, учить различать погоду, связывая её с состоянием неба, ветра и моря.
Задачи:
- способствовать умственной и речевой активности детей;
- возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней;
- сделать время детских каникул разнообразным, интересным и познавательным.
Актуальность
Публикация «Советы родителям по организации наблюдений за состоянием неба, моря и ветра во время летнего отдыха» размещена в разделах
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Ветер. Наблюдения, прогулки
- Летние прогулки. Консультации для родителей
- Лето
- Облака. Наблюдения на прогулках
- Прогулка. Наблюдаем за облаками, ветром, дождем
- Темочки
Взрослым иногда так интересно наблюдать за изменениями погоды - смотреть, как изменяется небо перед дождём, как появляется радуга во время дождя, чувствовать, как дует ветер, волнуется море. И этому надо научить и своих детей интересоваться и радоваться этим явлениям природы.
Ведь дети очень любознательны, тянутся к новым знаниям, им интересно всё вокруг. Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, т. к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь.
Наблюдение – это специальное организованное взрослыми целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.
Примером таких наблюдений, например, могут стать грамотно организованные родителями наблюдения за погодой во время летнего отдыха на море
Тема «Наблюдение за небом и облаками»
Цель: формирование представлений о разнообразии облаков на небе.
Задачи:
- формировать у детей умение видеть красоту неба;
- учить делать открытия, рассуждения;
- развивать творческое воображение;
- вызвать желание фантазировать.
Тема «Наблюдение за ветром»
Цель: продолжить знакомить детей с природным явлением – ветром.
Задачи:
- познакомить со свойствами ветра;
- учить давать характеристику ветру: сильный, слабый, теплый, холодный;
- создавать условия для формирования умения определять направление ветра.
Тема «Наблюдение за морем»
Цель: рассказать о море и провести наблюдения за состоянием морской воды при разных погодных условиях.
Задачи:
- рассказать, что Чёрное море является частью большого океана;
- познакомить со свойствами морской воды;
- понаблюдать, каким может быть море, обратить внимание на цвет морской воды в зависимости от погодных условий.
Чтобы активность детей не снижалась во время проведения наблюдений, а интерес к ним возрастал, необходимо соблюдать некоторые правила:
- пространственная организация наблюдений должна быть такой, чтобы любой объект природы был визуально максимально доступен;
- восприятие любых объектов должно быть непродолжительным, поскольку наблюдение — это психическая, интеллектуальная деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения ребёнка;
- для каждого ребёнка существует оптимальное время для интенсивной умственной деятельности, и этим временем нужно ограничить наблюдения.
Наблюдение складывается по определенной схеме: начало, основная часть и конец.
Сначала необходимо сконцентрировать внимание ребёнка. Вторая часть — основная, обеспечивает самостоятельное получение информации. Взрослый предлагает посмотреть на объект и задаёт вопросы с паузами. Это позволяет ребёнку сосредоточиться в поиске ответов на вопросы. Наблюдения сопровождаются точными объяснениями взрослого того, что видят дети в этот момент, чем конкретнее и ярче останутся у ребёнка представления об объекте наблюдения, тем легче ему будет впоследствии применять полученные знания на практике.
Важно, чтобы был диалог с детьми – тогда дети не только слушают, а ещё и обсуждают увиденное вслух, тогда полученные знания прочнее закрепляются в их сознании.
Было бы очень хорошо, если в процессе наблюдений за объектами живой или неживой природы взрослые использовали бы загадки, художественное слово, пословицы и поговорки, приметы, которые помогают активизировать внимание детей и носят познавательный характер.
Наблюдение доставляет детям всевозможные положительные эмоции и яркие впечатления, позволяет всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы.
Предлагаю небольшую фотозарисовку наших наблюдений за небом, морем и ветром, организованную во время летнего отдыха