Светлана Семушина
Совершенствование речевого развития детей в различных формах и видах детской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Совершенствование речевого развития детей в различных формах и видах детской деятельности»
Семушина С. В.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Народная мудрость гласит: «Улыбнись и тебе улыбнётся весь мир!» Давайте улыбнёмся друг другу.
Своё выступления я хочу начать со стихотворения Н. Пикулева:
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.
Публикация «Совершенствование речевого развития детей в различных формах и видах детской деятельности» размещена в разделах
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, в контексте образовательных областей, является развитие речи детей.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
В практике работы педагогов используются следующие формы работы по видам образовательной деятельности.
— режимные моменты
— совместная деятельность педагога с детьми
— самостоятельная деятельность детей
— совместная деятельность с семьей.
«ВАШ УСПЕХ – ВАША РЕЧЬ!»
Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.
М. М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".
Именно поэтому к речи педагога предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
Организация: Хочу вам предложить немного поиграть
Игра 1:“На вопросы – не зевай, очень быстро отвечай!”
Задние: Игрокам предлагается назвать однокоренные слова
Лес – лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесовод, лесные, подлесок, перелесок, полесье..
Снег – снежок, заснеженный, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежки, снегопад, снежный.
Игра 2: “Почему так называется?” (Этимология).
На экране слова.
Задание: Объяснить, почему так называются растения. Как вы думаете, почему так их назвали
• Ежевика
– куст ежевики покрыт острыми шипами, как у ежа.
• Шиповник
– веточки покрыты острыми шипами.
• Малина
– от слов “малый”, “маленький”. Ягода малины состоит из малых частей, как бы сплетенных между собой.
Игра 3. Подскажите слово.
Задание: Давайте с вами по цепочке добавить слово, продолжить диалог:
• Кошка мяукает, а воробей…
• Соль в солонке, а масло…
• У лошади хвост лошадиный, а у собаки.
• Медведь спит в берлоге, а волк…
• Курица кудахчет, а утка…
• Заяц пушистый, а слон…
• У коровы рога, а у козленка…
• У голубя перья, а у лисы…
• У зайчихи зайчонок, а у индейки …
• Олень – рогатый, а волк…
Игра 4. Найдите похожие по звучанию слова:
Задание: Вам нужно подобрать схожее по звучанию слово в быстром темпе.
• Врач – мяч,
• Значок – крючок,
• Стол – пол,
• Халат – салат,
• Огурец – продавец,
Сейчас я хочу вам предложить поработать с пословицами и поговорками
“Пословицы и поговорки”.
1. Исправьте ошибки в пословицах.
Задание: Найти ошибку и исправить.
• После драки много хромых (Храбрых).
• Одна голова – хорошо, а две – некрасиво (Лучше).
• Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра (Сегодня).
• Пришел, увидел, купил (Победил).
2. Составьте пословицы и поговорки из набора слов:
Задание: Составить пословицы.
• Порознь, а, вместе, хорошо, петь, говорить. (Петь хорошо вместе, а говорить порознь).
• Книга, не, манит, к, себе, а, пряник. (Книга не пряник, а к себе манит.)
• Ум, без, крыльев, птица, без, как, книги. (Ум без книги, как птица без крыльев).
Ну и напоследок, перед тем как вас познакомить с новыми технологиями по развитию речи, хочу вам предложить поиграть в игру “ В мире сказок”.
1. Современная реклама.
Задание: Нужно назвать героя сказки, который мог бы разместить в газете такое объявление. А заодно вспомнить, как называется литературное произведение и кто его автор.
• Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машинку.
(Старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке”).
• Несу золотые яйца.
(Курочка Ряба из русской народной сказки).
• Потерян ключ из драгоценного металла.
(Буратино из сказки “Золотой ключик или Приключения Буратино” А. Н. Толстого).
• Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света.
(Доктор Айболит из сказки К. И. Чуковского).
• Отмою все!
(Мойдодыр из произведения К. И. Чуковского).
• Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами.
(“Гуси-лебеди”).
На сегодняшний день существует множество технологий и методик для работы с дошкольниками.
Для себя мы выделили несколько эффективных и интересных технологий, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи детей, сегодня мы хотели бы вас с ними познакомить:
-Технология «Друдлы»
-Технология «Лимерик»
-Технология «Логосказка»
Технология «Друдлы»
Друдлы –это черно – белые картинки загадки, смотря на которые совершенно невозможно точно сказать, что это такое.
Суть изобретения заключается в том, что вам предлагается описать картинку, которая имеет множественные значения.
Друдлы — это что-то вроде «картинок-недоделок», которые имеют множественное значение. У каждого, кто их рассматривает, возникает логичный вопрос «Что это такое?». Задача состоит в том, чтобы подобрать как можно больше ассоциаций с предложенным друдлами.
Знакомя детей с друдлами, подбирайте, прежде всего такие, которые легко ассоциировать с реальными предметами. Постепенно усложняйте задания и увеличивайте количество картинок.
Чем полезна техника друдлы?
— развитие образного мышления, как у взрослых, так и у детей;
— развитие креативного воображения «Я учусь видеть необычное в обычном»;
— развитие речи, когда я рисую, я думаю и проговариваю то, что рисую.
Если заниматься друдлами в паре с ребенком без общения просто не обойтись.
Вы стараетесь обговорить линии, фигуры, задаете вопросы: «На что похоже?», «А что ты здесь дорисуешь?», «А какого цвета это будет?». Ребенок отвечает, проговаривает слова, звуки.
Стоит отметить, что друдлы желательно рисовать черным карандашом или черным фломастером на белой бумаге. Этот фон наиболее благоприятный для развития воображения и для полета фантазии.
Как играть с ребенком в друдлы :
Предложите ребенку нарисовать на листе бумаги что – то свое. То, что он сам захочет. Вы отдельно на другом белом листе черным карандашом рисуете линии, кляксы. Словом, все, что приходит вам в голову. Предложите ребенку поменяться рисунками. На рисунке ребенка подрисуйте линии своим черным карандашом. И так чтобы эти линии не соприкасались с общими линиями рисунка ребенка. Теперь снова предложите ребенку поменяться рисунками. Вы берете в руки уже свой раскрашенный рисунок и отдаете рисунок ребенка ему снова. Обратите внимание на свой рисунок видно, что в ваших фигурах и линиях ребенок увидел что-то свое и начал раскрашивать.
Посмотрите внимательно на рисунок ребенка и спросите, как называется его рисунок. И вы увидите, что ваши линии и фигуры, которые вы ему подрисовали удачно «вписались» в его творение. Они просто не могут быть не тронутыми. Позадавайте ребенку вопросы: «Что за линии?», «А что нарисовано?», «Чтобы ты еще нарисовал?».
Ребенок вам отвечает, происходит общение на тему, которая вам обоим интересна. Прекрасное занятие как для того чтобы развлечься, так и для того чтобы подумать и мысленно отдохнуть.
Предлагаю Вам сейчас вместе со мной окунуться в детство и поиграть.
Практическая часть.
(Картинка друдлы на экране)
1. Посмотрите пож. На картинку.
-Что вы видите? Пожалуйста, запишите свои варианты на листочках
- подарок, перевязанный ленточкой
- две собачки нюхают друг друга из за заборов
2. Следующий друдл
- пятачок
- розетка
- поднос с чашками, тарелками
- космический корабль
- цистерна с двумя отверстиями
- вилка от электроприбор
3. А теперь из 8 разных друдлов попробуйте составить рассказ. Посмотрите на экран по очереди вы говорите, что вы увидели на картинке, а затем вместе составьте рассказ из полученных ответов.
А сейчас давайте вы все вместе попробуете придумать и нарисовать свой друдл… Только вы будите рисовать закрытыми глазами.
РИСУЮТ И ОТВЕЧАЮТ что они видят.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
И так уважаемые коллеги я думаю вы с нами согласитесь, что Друдлы обладают удивительной способностью расширять сознание и воображение. Они помогают развивать, совершенствовать и корректировать речь детей.
Учитесь иногда у детей быть детьми. Дети как никто, видят самые оригинальные картины в окружающем гас мире.
Следующая технология которую мы хотели бы вам представить- технология «Лимерики»
-Технология Лимерик
Лимерик – короткое стихотворение, состоящее, как правило, из пяти строк, написанное в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы).
Лимерики рифмуются следующим образом.
Первые две строчки рифмуются между собой.
Третья и четвертая строчки рифмуются между собой.
Пятая содержит вывод и не рифмуется.
Предлагаем детям вспомнить две пары рифмованных слов (грач- калач, сидел – свистел) эти слова поставляются в 1-4 строчки. Вместе с детьми сочиняем текст лимерики по модели. Лимерик повторяется несколько раз с детьми.
По содержанию лимерик строится по следующей модели:
1 строчка Жил – был (объект)
2 строчка Какой (Сравнение или указание на свойство объекта)
3 строчка Что делал? Действие или взаимодействие с другими объектами
4 строчка С кем Общался
5 строчка Вывод (утверждение или мораль
Пример составления лимериков.
Игра «стишок про нас» дети учатся создавать рифмованные тексты из 5-6 строк на основе пережитых событий.
Жил-был мальчик Кирилл
и неправильно он говорил
Заниматься он не хотел
Звуки и буквы он ел
Учись Кирилл красиво говорить
Игра «Придумаем стишок или лимерик про занятия» упражняем детей в создание рифмованных текстов на основе знаний, полученных на занятиях. Можно предложить детям в конце какого-либо занятия составить стишок или лимерик о том что они узнали
«Логосказки как вид театрально-игровой деятельности»
У КОГО В ДЕТСТВЕ НЕ БЫВАЕТ СКАЗКИ, ТОТ ВЫРАСТАЕТ СУХИМ, КОЛЮЧИМ ЧЕЛОВЕКОМ, И ЛЮДИ ОБ НЕГО УШИБАЮТСЯ, КАК О ЛЕЖАЧИЙ НА ДОРОГЕ КАМЕНЬ И УКАЛЫВАЮТСЯ, КАК О ЛИСТ ОСОТА.
И. ТОКМАКОВА.
Сказка, как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.
Логосказки занимают огромное место в системе коррекционного развития дошкольников. Это наиболее действенный инструмент, влияющий на познание ребёнка.
Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Цель логосказки – это всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путём использования элементов сказкотерапии.
Логопедические сказки по содержанию просты, небольшие по объёму, чтобы ребёнок мог понять их содержание и пересказать.
Существуют следующие виды логосказок, используемые в корреционной работе над развитием речи :
1. Артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику)
2. Пальчиковые (развивают мелкую моторику, графические навыки).
3. Фонетические (уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют, дифференцируют звуки).
4. Лексико-грамматические (обогащают словарный запас, закрепляют знания грамматических категорий).
5. Сказки, способствующие формированию связной речи.
6. Сказки по обучению грамоте (знакомят со звуками и буквами).
Практическая часть.
1. Разминка. Театр движений.
- Я предлагаю провести разминку, побыть немного актёрами театра и поиграть в парах. Вам нужно изобразить то, что написано на листочках, которые вы вытянули.
1 пара – солнышко и снежная баба;
2 пара – насос и мяч;
3 пара – садовник и цветы;
4 пара – молоко и хозяйка.
2. Дыхательные упражнения по фрагменту сказки «Гуси-лебеди».
Дыхательное упражнение «Речка журчит».
Глубоко вдохнуть носом, на выдохе дуть в трубочку. Выполнить 3-4 раза.
Дыхательное упражнение «Яблонька».
И. п. – о. с. Вдохнуть носом, затем выдыхать, махая руками и произнося «шшшшшш».
Выполнить 2-3 раза.
Дыхательное упражнение «Печка».
И. п. – о. с. Вдох носом. На выдохе шептать (без участия голоса) : «пых-пых-пых…» Выполнить 3 подхода по 4-5 раз.
3. Логосказки для обучения грамоте (о звуках и буквах). (раздать педагогам буквы)
«Теремок букв»
Стоит в поле теремок – теремок,
Он не низок, не высок-не высок.
Буква А к теремочку спешит,
У дверей остановилась и стучит:
Буква А поё т: Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живёт?
Никто не ответил букве А.
Зашла она в теремок и стала в нём жить.
Стоит в поле теремок – теремок,
Он не низок, не высок.
Буква У к теремочку спешит,
У дверей остановилась и стучит:
Буква У поё т: Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
В окошке теремка появляется буква А:
«Это я, буква А, а ты кто?»
Буква У: «Я буква У, пусти меня к себе жить!»
Аналогично к теремку подбегают остальные гласные буквы.
Буквы гласные в теремочке живут, буквы гласные громко песни поют. А в это время в лесу бегали другие буквы, они свистели, пыхтели, шипели, рычали…
Согласные: «Надоело нам пыхтеть и шипеть, мы хотим, как гласные песни петь» Пробуют петь, но ничего не получается
Гласные: «Не огорчайтесь! Мы будем петь песни, а вы вставайте рядом. Согласны?»
Согласные (кивают головой) : «Согласны, согласны!»
Гласные: «А раз вы согласны, то мы будем называть вас буквами согласными»!
4. Лексико-грамматическая сказка к примеру: «Заюшкина избушка» можно использовать прищепковый театр. Или когда вы читаете сказки детям и задаёте им вопросы по сказке, это тоже относится к Лексико-грамматическим сказкам
5. Фонематическая сказка
Жила-была девочка Маша. У Маши сегодня День рождения. Она решила украсить свой дом воздушными шариками. Один шарик она не завязала и он начал сдуваться. Педагог отпускают шарик. С каким звуком сдувается шарик? Ш-ш-ш. Другой шарик Маша завязала, но не достаточно крепко, он начал сдуваться медленно. С каким звуком сдувается шарик? С-с- с.
- Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования разнообразных методов и приёмов логосказки для развития речи детей. Данные приёмы можно использовать в своей работе они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повысится работоспособность, улучшится качество образовательного процесса.
И в завершение своего выступления дарю вам памятки-буклеты «Использование логосказок в театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями речи».
По факту каждый ребёнок в детском саду должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли; обладать четкой правильной речью.
Мы хотим сегодня поделиться с вами небольшими логопедическими секретами, которые, надеемся, пригодятся вам в работе с детьми, имеющими речевые нарушения. И предложить вам несколько советов.
СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ
Совет 1. Речь педагога
Развитие речи детей напрямую связано с культурой речи воспитателей и всех окружающих. Речь воспитателя является образцом для подражания дошкольников. Поэтому она должна быть безупречна.
Требования к речи педагога ДОУ:
правильность,
точность,
логичность,
чистота,
выразительность,
богатство,
уместность.
Совет 2. Развитие речевого дыхания
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.
У дошкольников наблюдаются следующие несовершенства речевого дыхания :
• Очень слабый вдох и выдох, что ведёт к тихой речи;
• Неравномерное распределение выдыхаемого воздуха, в результате чего ребенок не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы;
• Торопливое произнесение фраз без перерыва на вдохе, с «захлебыванием».
Предлагаем вам несколько упражнений для развития дыхания (практические упражнения с воспитателями) :
1. Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.
2. Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:
аaaaa
аaaaaooooooo
аaaaaуууууу
3. Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три., стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь.).
Совет 3. Артикуляционная гимнастика
Почему у ребенка «каша во рту»? Просто язычок у малыша пока вялый и нам необходимо его «разбудить». Именно от точности, быстроты движений языка получаются четкие и правильные звуки.
Взять за правило, ежедневно в течение 5 минут выполнять артикуляционную гимнастику!
Правила выполнения
• От простого к сложному.
• 3-4 упражнений (1 новое).
• Гимнастика выполняется сидя.
• Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого. Обязательный атрибут –зеркало.
• Правильное и четкое выполнение упражнений.
Совет 4. Логопедические чистоговорки.
Что такое чистоговорка - это шутка, заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении.
Чистоговорка используется и как средство для исправления речевых дефектов у взрослых и детей.
Произносить чистоговорки желательно хотя бы 2 – 3 раза в течение дня, по 3 – 4 минуты.
При произношении чистоговорок обращайте внимание на незнакомые ребенку слова и старайтесь объяснить их смысловое значение. Например: длиннохвостая лиса – это значит, что у лисы длинный хвост.
Совет 5. Развитие мелкой моторики
Давно доказано, что развитие речи напрямую связано с развитием мелкой моторики. На своих занятиях вы активно используете различные методы и приемы развития моторики. Мы предлагаем вам выделите небольшой уголок и оформите центр сенсорного развития у себя в группе. Вот увидите он будет пользоваться спросом у детей даже у подготовишек.
Правило: Каждое упражнение сопровождаем речью.
Главное мотивация! Если ребенку не интересно он не будет это делать!
Успехов вам и вашим воспитанникам!
Итог. Рефлексия
Воспитатель: Напоследок, рекомендую вам не бояться экспериментировать, применять интересные педагогические технологии. Желаю вместе с детьми достигать успеха в развитии их связной речи. Спасибо каждому из вас за активное участие. До следующих встреч.