Елена Чайковская
Составление рассказов по картине «Купание медвежат»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие речевых коммуникаций ребёнка
Основная образовательная область: коммуникация.
Задачи по образовательной области: - продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя, рассуждать над её содержанием; - формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план и литературный текст; - упражнять в подборе слов, близких по значению; в образовании окончаний прилагательных; - воспитывать умение слушать друг друга, дополнять ответы товарищей.
Публикация «Составление рассказов по картине „Купание медвежат“» размещена в разделах
Виды детской деятельности: - сотрудничество; - коммуникация; - игровая.
Формы работы с детьми: - беседа; - ситуативный разговор; - участие в игровых ситуациях.
Материал и оборудование: картина, рассказ В. Бианки, мяч
Планируемый результат: освоение основ грамоты: граммотического строя речи, связной речи.
Ход:
Воспитатель: Сегодня мы будем продолжать, учится составлять рассказ по картине. Я предлагаю вам рассмотреть карточки. На них изображены буквы. Соединив буквы стрелочками, вы узнаете, о ком будете рассказывать.
Воспитатель: Вот картина. Как вы думаете, какое время года изображено на картине. Какого цвета листья на деревьях? Значит, какое время года?
Дети: Листья на деревьях зелёные, значит время года лето.
Воспитатель: Кто изображён на картине? Что делает медведица?
Дети: медведица купает медвежонка.
Воспитатель: Она купает сына, значит она какая?
Дети: заботливая.
Воспитатель: Какие слова близкие по значению можно подобрать к слову "заботливая"?
Дети: любящая, внимательная.
Воспитатель: Обратите внимание на внешний вид медведицы. Что можно сказать о её размерах?
Дети: она большая.
Воспитатель: Как сказать по- другому?
Дети: огромная, здоровенная, большущая.
Воспитатель: Что делают медвежата?
Дети: одного мама окунает в воду, другой стоит на берегу.
Воспитатель: Как вы думаете, он хочет купаться? Почему вы так решили? Посмотрите на реку. Что можно сказать о реке?
Дети: быстрая, бурлящая, стремительная, несущаяся, неспокойная.
Воспитатель: Как вы думаете, страшно маленьким медвежатам купаться в такой реке? Тогда, почему же мама всё - таки заставляет медвежат купаться? (если дети не дают ответов, то следует задать наводящие вопросы). Вспомните, какое время года изобразил художник? Так почему же мама привела медвежат купаться?
Дети: жарко, они вымазались.
Воспитатель: Послушайте отрывок из рассказа В. Бианки.
«Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.
Медвежонок визжал, барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом - в воду, как первого.
Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались, очень довольны, купанием : день был знойный, и им было очень жарко в мохнатых шубах. Вода хорошо освежила их».
А теперь, послушайте план, по которому будете составлять рассказ.
• Какое время года изобразил художник? Где происходят события?
• Что происходит на картине?
• Зачем медведица купает медвежат?
• Чем всё закончилось?
Постарайтесь в своих рассказах употребить те слова и выражения, которые мы использовали при рассматривании картины и чтении текста.
Дети составляют 4-5 рассказов. При каждом рассказывании воспитатель обращает внимание детей на использовании в речи слов близких по значению, содержательную сторону рассказа.
По окончании выполнения задания воспитатель предлагает поиграть в игру "Умное эхо".
Воспитатель: Я говорю фразу, например, у медведя нос, бросаю мяч Стасу. Он должен целую фразу заменить на одно слово, и чётко его произнести, выделяя окончание. Какое слово должно получиться, если я говорю фразу "у медведя нос"?
Дети: медвежий.
Если у Стаса это получится, значит, он - "умное эхо".
• У медведя хвост;
• У медведя лапа;
• У медведя ухо;
• У медведя берлога;
• У медведя сон;
• У медведя шуба;
• У медведя характер;
• У медведя шерсть;
• У медведя когти;
• У медведя поведение;
• У медведя лакомство.
Итог: подведения детей к умению передавать словесно увиденное на картине, составлением нескольких предложений.