Елена Сидорова
«Составление описательного рассказа о предметах народных промыслов» подготовительная группа
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Образовательная область «Социализация»
Рассказывать детям о культуре родного края.
Обогащать в играх детей чувственный опыт: сравнивать, соотносить.
Образовательная область «Познание»
Систематизировать знания детей о различных видах народно – прикладного искусства и изделиях народных промыслов.
Образовательная область «Коммуникация»
Публикация «„Составление описательного рассказа о предметах народных промыслов“ подготовительная группа» размещена в разделах
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Подготовительная группа
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Активизировать в речи названия видов народных промыслов (Гжель, Городец, Хохлома, народные игрушки – матрешка, дымковская).
Развивать связную речь – рассказывание о предметах народных промыслов, умение отвечать полным распространенным предложением на поставленный вопрос. Развивать построение высказывания, помогать детям более точно характеризовать предмет.
Образовательная область «Труд»
Воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к труду мастеров, гордость за богатую талантами Россию.
Предметно – развивающая среда : предметы народных промыслов, народные игрушки, схема составления описательного рассказа.
Предварительная работа :
• Рассказ воспитателя о народных промыслах.
• Рассматривание предметов и иллюстраций.
• Разучивание задок, считалок, народных игр.
• Расписывание силуэтов хохломской, гжельской, дымковской росписью.
• Раскрашивание раскрасок.
• Дидактические игры: «Продолжи узор», «Назови предмет», «Обведи элемент», «Четвертый лишний», «Опиши предмет».
Словарная работа: народные промыслы.
Методические приемы:
Обращение к личному опыту детей; беседа; загадки; дидактические игры; художественное слово; наглядный материал.
Ход занятия:
Дети с воспитателем стоят на ковре.
Беседа
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, чем вы любите заниматься больше всего? (играть, рисовать, лепить и т. д.)
- А во что вы любите играть? (дети перечисляют любимые игры и игрушки)
- Как думаете, чем отличаются современные игрушки от старинных? (современные сделаны из пластмассы, металла, резины, меха. Они могут издавать звуки, говорить, шевелить руками и ногами, делают их на игрушечных фабриках. В старину игрушки делали из глины, дерева, бересты, соломы; мастерили игрушки для себя и продавали на ярмарках).
- На Руси появились мастера, которые делали не только игрушки, но и мебель, посуду, предметы домашнего быта. Так зародились народные промыслы. Сегодня на занятии мы буде говорить о предметах разных промыслов и попробуем составлять рассказы о них.
- Какие промыслы вы знаете? (дети перечисляют).
В старину говорили «Красна птица пеньем, а человек – уменьем!».
На Руси было много мастеров, которые прославили своим уменьем и талантом землю русскую. А вот какие это мастера, вы сами догадайтесь. Отгадайте-ка загадки:
Загадки
Дети садятся на стулья.
- Послушайте первую загадку и скажите, какие игрушки пришли к нам в гости?
Ребенок загадывает загадку: «Это игрушки непростые, красивые, расписные. Кружочки, полосочки, клеточки на белой салфеточке»
Воспитатель: Как называются эти игрушки? (дымковские)
Воспитатель: Послушайте следующую загадку
Ребенок загадывает:
Словно репка крутобока,
А внутри секреты есть,
Может, три, а может, шесть.
Воспитатель: Правильно. Это наша русская знаменитая Матрешка. Когда мастер сделал свою первую игрушку, он воскликнул: «Хороша Матрена!». Так появилось название – матрешка.
- Чем интересна эта игрушка? (открываешь ее, а внутри сидит поменьше, а потом все меньше и меньше).
Воспитатель: Мастера делали не только игрушки, но и мебель, посуду, предметы быта. Давайте послушаем следующую загадку.
Ребенок: «Синие птицы, цветы голубые, чашки, кружки, солонки, чайники, кувшины – предметы рук золотых» (гжельский промысел).
Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым
Засияла, поднялась
Сладким соком налилась
А трава, как бахрома
Золотая… (Хохлома)
Художественное слово
- Вот предметы так предметы
Нынче в гости к нам пришли.
Чтоб поведать нам секреты
Древней чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России
В мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России
Чудо -люди мастера.
Воспитатель: (обращает внимание на столы с предметами).
Игра «Как можно разделить предметы на группы»
Дети делят предметы по группам : по материалам, по назначению, по промыслам.
Игра «Из чего сделан предмет»
Ложка из дерева – деревянная.
Чашка из фарфора – фарфоровая.
Игрушка из глины – глиняная. ….
Игра «Чем похожи, чем отличаются»
Воспитатель делит предметы на группы по материалам, спрашивает чем похожи предметы в группах (сделаны из одних материалов); чем отличаются предметы? (по разному расписаны)
Народная игра «У дядюшки Трифона»
Воспитатель: Ребята, вам нравятся предметы сделанные мастерами? А за что они вам нравятся? (Ответы детей.)
Да ребята, эти предметы очень красивые, яркие, нарядные. с некоторыми можно интересно играть. А еще эти предметы делают нашу страну знаменитой, они гордость нашей страны, их можно дарить как сувениры.
Ребята а теперь давайте попробуем рассказать о предметах с помощью схемы.
Составление рассказа всей группой.
Составление рассказов парой.
Самостоятельные рассказы детей о предметах с использованием схемы.