Марина Наумова
Взаимосвязь особенностей семейного воспитания и адаптации детей к детским дошкольным учреждениям
▼ Скачать + Заказать документы
Поступление в дошкольное учреждение всегда сопровождается для ребенка определенными психологическими трудностями.
В самом распространенном своем значении дошкольная адаптация обычно понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, норм и социальных отношений.
Адаптированный ребенок - это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему новой педагогической среде.
Публикация «Взаимосвязь особенностей семейного воспитания и адаптации детей к детским дошкольным учреждениям» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
По своим результатам адаптация может быть :
Легкая адаптация.
Нарушения поведения в течение 20-30 дней. Отмечается незначительное снижение аппетита. В течение 10 дней объем съедаемой пищи увеличивается до возрастной нормы. Сон нарушен, восстановление сна происходит в течение 7-10 дней. Эмоциональное состояние, ориентированная и речевая активность, взаимоотношения с детьми нормализуются в течение 15-20 дней, иногда скорее. Взаимоотношения с взрослыми не нарушены, двигательная активность не снижается. Функциональные сдвиги выражены минимально, они нормализуются в течение первого месяца пребывания в детском саду. Заболеваний в период адаптации не возникает.
Адаптация средней тяжести.
Все нарушения ярко выражены и более длительны 20-40 дней. Эмоциональное состояние неустойчиво в течение первого месяца, выражены более отчетливо, особенно в дни, предшествующие острому заболеванию, которое как правило, возникает при адаптации средней тяжести в виде ОРВИ, текущей без осложнений.
Тяжелая адаптация.
Характеризуется значительной длительностью от 2 до 6 месяцев и больше. Это форма адаптации может протекать в 2 вариантов.
1 вариант.
Ребенок заболевает в первые 10 дней после поступления и затем продолжает болеть от 4 до 12 и более раз в течение первого года пребывания в саду. Таким образом снижены показатели физического и нервно-психического развития. На 2 году пребывания в детском учреждении частота заболеваний снижается, и дети постепенно начинают стабильно посещать детский сад и адекватно реагировать на обстановку.
2 вариант.
Характеризуется длительностью и тяжестью проявлений неадекватного поведения, граничащего с невротическими состояниями. Длительное снижение аппетита; его восстановления начинается не ранее 5-ой недели пребывания в саду. Сон нарушен, сопровождается плачем. Ребенок избегает контакта с другими детьми, стремится к уединению. Часто ребенок плачет, не расстается с игрушкой, принесенной из дома, какими-нибудь домашними предметами (платок, шарф, плачет, если забирают.
Ребенок становится капризным, требует повышенного внимания со стороны взрослых.
Ведущими неблагоприятными факторами в период адаптации оказались : нарушение возрастных режимов: нарушения сна, приводящее к трудностям засыпания, отсутствие дневного сна и укороченному ночному сну; нарушение методики кормления, приводящее к срыгиванию и рвоте после приема пищи, неправильная организация бодрствования ребенка.
Кроме выше перечисленных факторов на адаптацию детей также может влиять негативным образом тревожность родителей, а также детско-родительские отношения в период адаптации.
Задачи, которые мы поставили перед собой следующие:
-Изучить особенности родителей на адаптацию их детей к детскому дошкольному учреждению.
-Подбор методик для определения детско-родительских отношений.
-Выявить степень взаимоотношений между детьми и родителями.
Объект исследования: дети младшей группы и средней группы и их родители.
Гипотезы исследования:
1. дети которые «переходят» из группы в группу лучше адаптируются, чем дети впервые поступившие в сад.
2. родители детей, которые, посещают детский сад впервые, подвержены большей личностной и ситуативной тревожности, чем родители, дети которых переходят на другую группу.
3. родительские отношения детей младшей группы приближены к «симбиозу», а родительские отношения детей средней группы приближены к «кооперации».
Выборка исследований: 18 детей младшей группы и их родители, 12 детей средней группы и их родители.
Методики исследования:
Мы исследуем в нашей работе:
Проективные методики (рисунок семьи, два дома);
Шкала для оценки эмоционального профиля детей раннего возраста (М. Я Студенкин, Ю. А. Макаренко, А. И. Баркан);
Исследование тревожности личностной и ситуативной у родителей по опростнику Спилберга;
Тест-опросник родительского отношения А. Я. Варга и В. В. Столина.
Этапы исследования.
1. тест «Рисунок семьи».
Цель теста:
Выявить особенности внутрисемейных отношений.
Задачи: на основе выполненного изображения, ответов на вопросы оценить, особенности и переживаний ребенка отношений семье.
Эта методика проводилась у детей средней группы.
Вывод: из 12 протестированных детей у 7 главным в семье является мать-59%,
3 детей оба родителя-25%,
2 детей отец-16%.
Взаимоотношения и понимания между родителями и детьми есть у 75% детей.
Нет контакта у 25% детей.
2. тест «Два дома».
Цель теста: выявить окружения ребенка, позволяет судить о характере отношений в семье.
Проводился тест у детей младшей группы.
Исследовалось 18 детей : 3 из них поступили в сад впервые, 15 детей перешли из ясельных групп.
Вывод: у 90% детей близкие взаимоотношения с родителями. 10 % детей нарушены детско-родительские отношения.
Заключение:
По проведенным методикам мы можем отметить, что и у младшей и средней группы детей, довольно близкие отношения с родителями-75%, и только у 25% детей нарушен контакт членами семьи.
3. Шкала для определения эмоционального профиля детей дошкольного профиля в период адаптации.
Исследовались дети средней и младшей группы.
Цель: определить эмоциональное состояние детей в период адаптации.
У детей младшей группы в период адаптации эмоциональный профиль был довольно высокий 85% и адаптация прошла успешна.
У остальных детей этой же группы 15% адаптация прошла менее успешна имелись отклонения по всем шкалам. Это объясняется тем, что дети впервые поступили в детский сад.
У детей средней группы эмоциональный профиль в период адаптации имел следующие результаты:
80% благоприятный эмоциональный фон, адаптация прошла успешно.
20% адаптация прошла неблагоприятно, эмоциональный фон негативный. Это связанно с тем, что дети поступили, в детский сад из другого дошкольного учреждения и их агрессивное поведения расценивалось, как защиту самого себя.
4. Исследование родительских отношений.
Родительские отношения оценивались по шкалам А. Я. Варги и В. В Столина.
Исследовались родители детей младшей и средней группы.
Вывод:
У родителей младшей и средней групп наблюдается на первом месте отношения «симбиоз», на втором месте «автономная гиперсоциализация», на третьем месте «принятие» своего ребенка таким, какой он есть, на четвертом месте «кооперация» и «инфантилизм».
5. Исследование тревожности у родителей с помощью шкал Спилберга.
Исследовались родители детей младшей и средней группы.
Вывод:
Исследование показало, что у 99% родителей младшей группы тревожность умеренная, как личностная, так и ситуативная, т. о родители могут правильно оценить ситуацию и решить проблему без повышенного волнения. У 1% родителей низкая ситуативная тревожность, это говорит о том, что ситуация в которой находится человек может оцениваться неадекватно и принятое решения не всегда может быть верным.
Исследование родителей средней группы, показало, что 84% родителей имеют умеренную ситуативную и личностную тревожность, 16% родителей имеют высокую ситуативную и личностную тревожность, это говорит о том, что родители переживают за своих детей и это им не позволяет правильно оценить ситуацию и принять решение.
Вывод:
Адаптация, в целом учитывая эмоциональный профиль, прошла благоприятно у 84% детей, а у16% неблагоприятно, это можно связать с тем, что, при исследование родителей этих детей на личностную и ситуативную тревожность они показали высокий результат. Вся их тревожность передаётся детям, отсюда прослеживается детская агрессия и пониженное настроения, не умение налаживать социальные контакты. Этим родителям было рекомендовано принимать своего ребёнка, таким какой он есть, не отвергать его.
Подводя нашу работу к заключению мы пришли к следующему, быть родителем тяжёлый труд. Родительские способности появляются не сразу. Надо помнить, что воспитание нельзя свести схеме, в которой «мы только действуем, а ребенок –получается и ребенок на нас воздействует, и мы получаемся» (В. Леви). воспитание-это лесенка по которой поднимаются двое - взрослый и ребенок. Преимущество взрослого только в опыте. А секрет лесенки состоит в том, что взрослый и ребёнок, вместе, но каждый самостоятельно преодолевают ступеньку за ступенькой. На каждой ступеньке у родителей будут успехи и неудачи, но нужно учиться на трудностях, когда чувствуешь, что поступаешь как родитель не лучшем образом. А для этого иногда полезно остановиться и посмотреть чего вы достигли как родитель? Тогда воспитание становится не набором хаотичных действий, а осознанным процессом познания себя и своего ребёнка. Задачи, которые мы, поставили перед собой мы выполнили:
1. подобрали методики для определения детских - родительских отношений, уровня ситуативной и личностной тревожности, эмоционального профиля детей в период адаптации.
2. выявили степень взаимодействия между родителями и детьми.
Гипотезы исследования поставленные нами подтвердились в первом случае. Дети, которые «переходят» из группы в группу лучше адаптируются, чем дети впервые поступившие в сад.
Гипотеза вторая не подтвердилась родители детей, которых, переходят из группы в группу подвержены большей тревожности, чем дети, которых в детский сад впервые.
Гипотеза третья не подтвердилась преимущество у всех опрошенных родителей тип отношения «симбиоз», а отношения «кооперация» встречаются редко.
Рекомендации:
1. познакомиться родителям с обстановкой в группе, с воспитателями детского сада.
2. проявить к ребенку во время адаптации максимум внимания и чуткости.
3. приучить ребенка к режиму дня.
4. оградить ребенка от дополнительных стрессов и нагрузки на нервную систему.