Eлена Крюкова
Социально-коммуникативное развитие детей
▼ Скачать + Заказать документы
Мир детства - это чудесный и таинственный остров в мире взрослых. Но сегодня мы живём в очень непростом мире. Современная социальная среда, как общества, так и семейного окружения, сложна и нестабильна. Проблема социальной адаптации дошкольника на сегодняшний день очень актуальна, ведь процесс социализации личности начинается в детстве и продолжается всю жизнь.
Публикация «Социально-коммуникативное развитие детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе.
В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, неспособность сочувствовать и т. п. Для детей необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором бы ребёнок мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками и близкими взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами формироваться как социально – компетентная личность.
Социализация бывает первичная и вторичная.
Первичная социализация (семья) очень важна для ребёнка, так как является основой для всего процесса социализации. Ведь именно в семье ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах.
Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является детский сад, школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке.
Но в моей практике первичная социализация как – то выпала. Вернее она есть, но какая – то негативная.
Неуверенные в себе дети, замкнутые, лишённые родительской любви, ласки и страдающие от этого находятся у нас в отделении социальной реабилитации. Жалко смотреть на ребёнка, когда он ждёт маму, хочет её обнять и просто поговорить… а мама не приходит. Дети растут озлобленными на этот мир, неуверенными в себе. Но есть и другая сторона медали: ребёнок приходит к нам в отделение самоуверенный, не имея представлений о нормах и способах социального поведения. И это намного тяжелее. Поэтому моя задача в первую очередь сформировать у ребёнка чувства собственного достоинства, с другой стороны - воспитание положительного отношения воспитанника к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам. То есть, дети, поступившие к нам в отделение, проходят вторичную социализацию.
Одной из отличительных особенностей работы по социализации детей является изменение способа организации детских видов деятельности: не руководство, а совместная (партнёрская) деятельность взрослого и ребёнка. Такие партнёрские отношения способствуют созданию благоприятного эмоционального фона в группе и обогащают эмоциональную сферу ребёнка.
По этой проблеме я работаю недавно, но хочу отметить положительную динамику во взаимоотношениях с детьми, даже очень трудными. Поэтому, в настоящее время, необходимо продолжать работу по социализации детей.