Губина Светлана
Консультация «Социализация детей через сюжетно-ролевую игру»
▼ Скачать + Заказать документы
Я Губина Светлана Юрьевна воспитатель первой категории МКДОУ Волчихинский детский сад №3 «Солнышко» предлагаю вашему вниманию призентацию по теме «Социализация детей дошкольного возраста через сюжетно - ролевую игру. "
У ребенка есть страсть к игре,
И ее надо удовлетворить.
Надо не только дать ему вовремя наигратся,
Но и пропитать игрой всю его жизнь"
А. С. Макаренко.
Цели и задачи :
Взяв эту тему, я определила основные цели и задачи для своей работы:
Публикация «Консультация „Социализация детей через сюжетно-ролевую игру“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
1. Создание условий для развития сюжетно - ролевой игры, через систему социальных отношений. Формирование игровых умений, развитых культурных форм игры. Развитие у детей интереса к различным видам игр. Всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре (эмоционально - нравственное, умственное, физическое, художественно - эстетическое и социально - коммуникативное).
Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции; формирование доброжелательного обращения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.
Актуальность:
Почему именно эта тема заинтересовала меня и стала актуальной? Ответом на этот вопрос послужил тот факт, что в настоящее время ученные обеспокоены состоянием игровой деятельности в детских садах. Игра уходит из жизнедеятельности детей в образовательном процессе детского сада. Многие видят опасную тенденцию превращения детского сада в мини - школу, перечеркивая основное значение игры в дошкольном учреждении (дети не успевают полноценно и свободно поиграть из - за перенасыщения режимного времени дополнительными занятиями, регламентированной деятельностью). Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольника, мы имеем в виду преимущественно совместную сюжетно-ролевую игру. Сюжетно-ролевая игра в ее типичной форме - это свободный вид совместной деятельности детей.. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые уроки коллективного мышления.
Ослабление внимания к сюжетно - ролевой игре происходит также и в связи с непониманием роли игры в психическом развитии ребенка, с недостаточностью профессиональных знаний и умений в области игровой деятельности детей. Для того чтобы вернуть в детский сад полноценно развивающуюся самодеятельную сюжетно - ролевую игру, необходимо прежде всего хорошо понимать, в чем состоят педагогические возможности сюжетно - ролевой игры по отношению к ребенку. Что дает такая игра участвующему в ней ребенку? Какие психические свойства и способности она развивает?
Развивающее значение игры многообразно. В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых. Свидетельство тому - сюжеты и содержание игр.
Именно самодеятельная игра детей (то есть "делаю сам") составляет сущность воспитания.
Содержание игры определяется возростными особенностями детей.
В формировании игры можно выделить три основных этапа по взростам:
1) усвоение условных действий с игрушками и предметами заместителями (с детьми от 1года до 2 лет)
2) усвоение ролевого поведения (ролевых отношений и взаимодействий, (с детьми от 2 до 4 лет)
3) усвоение способов построения сюжета. (с детьми от 4 до 7 лет).
На первом этапе взрослый, руководя игрой, делает особый акцент на игровом действии, выделяет его и через него включает ребенка в совместную деятельность. Содержание игры малышей отражает действия с игрушками и предметами - заместителями.
На втором этапе главная задача состоит в передаче детям способов ролевого поведения. Используя ситуацию совместной игры с детьми или инсценируя определенный игровой сюжет, воспитатель постепенно формирует у них умение соотносить название роли с определенным набором действий и атрибутов, разные типы отношений между различными ролевыми позициями (управления, подчинения, равноправия).
На третьем этапе в качестве основной стоит педагогическая задача формирования у детей умения строить сюжет игры. Для ее решения взрослый организует такой вид совместной с детьми игры, основным содержанием которой является процесс придумывания различных сюжетных ситуаций. На всех этапах становления игры перед воспитателем стоит задача использовать самостоятельную игру с целью всестороннего развития детей.
Я работаю в первой младшей группе, с детьми от 2 до 3 лет. (т. е. на 1 этапе - усвоение условных действий с игрушками и предметами - заместителями). Особое внимание я отвожу играм, сюжетам, которые иногда возникают спонтанно, в зависимости от настроения детей и от обстановки. Считаю, что успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве взрослого, способного сделать сюжетно - ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которого воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщатся к элементарным нормам и правилам взаимоотношений.
Большое значение предаю в игре возникновению замысла. Я принимаю на себя руководство игрой и выступаю в роли участника игры. Создание замысла, придумывание сюжета, определение содержания игры, распределение ролей происходит в совместной игре. Взаимоотношения с детьми в сюжетно - ролевых играх строю на основе личности - ориентированного подхода, с соблюдением принципов партнерского взаимодействия, активности в построении предметно - игровой среды, творческого характера игровых действий.
Методы:
В своей работе пользуюсь основными специфическими методами и приемами педагогического руководства детской творческой игрой.
1. метод диалогического общения.
2. метод полилогического общения, предполагающий диалог с несколькими участниками игры одновременно (во время многоотраслевого сюжетного построения) и воспитывающий слуховое восприятие;
3. создание проблемных ситуаций, позволяющих стимулировать творческие проявления детей в поиске решения задачи.
Общими приемами руководства детской творческой сюжетно - ролевой игрой являются прямые воздействия (предполагают "вмешательство"взрослого в виде прямого показа и руководства деятельностью) и косвенные (предполагают ненавязчивое побуждение к деятельности) воздействуя на игру и играющих.
Проводить сюжетно - ролевые игры нужно в утренние и вечерние часы, находить время для индивидуально - групповых игр в перерывах между занятиями, специально отводить для сюжетно - ролевой игры время после дневного сна, предоставляя детям возможность в полной мере насладиться свободной игровой деятельностью.
Формы работы:
Свою работу осуществляю через следующие формы :
1. Беседы.
2. Организованную деятельность (занятия, режимные моменты.)
3. Самостоятельную игровую деятельность
4. Творческая и игровая деятельность.
5. Работа с родителями:
1. Анкетирование.
Я провела анкетирование родителей и получила следующий результат:
- Все родители считают, что играть с детьми нужно, но играть умеют только 36% опрошенных.
- Все считают, что игру организовывать нужно, но умеют ее организовать только 47%.
Анкетирование показало, что родители не знают игры дошкольного возраста. В основном они называют лото, пазлы, прятки, футбол, догонялки, дочки - матери.
2Консультации :"Как занять ребенка?", "Надо ли учить детей играть?" 3. Беседы:"Какими игрушками играют наши дети?"
4. Совместное изготовление отребутов к сюжетно - ролевым играм.
Условия:
В своей группе создала хорошие условия для игры детей. Стараюсь подходить к игре творчески. Учу их окружать себя предметами - заместителями, игрушками, использовать игровые зоны и уголки которые есть в группе, ("Магазин", "Аптека","Больница", "Столовая","Парикмахерская", уголок ПДД, строительный уголок, кукольный театр, уголок творчества, уголок ряженья и другие; использовать весь игровой материал для игр, который имеется (муляжи овощей и фруктов, посуда столовая и чайная,кроватки, пеленки, одежда для кукол,набор для парикмахера, врача,весы для магазина, машины и т. д.)Привлекаю родителей к совместным играм и к изготовлению атрибутов к ним. (пошив фартуков, колпаков, белых халатов, пеленок и одежды для кукол,постельных принадлежностей и т. д.
Результат: Дети проявляют большой интерес к сюжетно - ролевым играм,очень охотно играют, рядом не мешая друг другу,умеют договариватся и делится игрушками, выросло стремление действовать самостоятельно, как взрослый, самостоятельно подбирают нужные игрушки, отребуты и предметы - заместители, умеют выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного обьекта на другой; с помощью взрослого выполняют охотно несколько игровых действий. У детей сформировались начальные навыки ролевого поведения,дети стали более доброжелательными и более уважительными друг к другу,не жадничают. В игре дети познакомились с некоторыми правилами поведения в обшестве,в игре происходит становление ребенка как личности, его психическое развитие.