Кулигина Светлана Алексеевна
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Собака — друг человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Составитель: учитель-логопед С. А. Кулигина
МБДОУ№299 г. Ростов-на-Дону
Цель:1. Помочь детям вспомнить название и содержание сказки.
2. Познакомить с мордовской народной сказкой «Как собака друга
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Собака — друг человека“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Собака, щенок. Все про собак для детей
- Собака, щенок. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
искала», сказкой Л. Н. Толстого «Пожарные собаки».
3. Развивать интерес к чтению, работать над выразительностью речи.
4. Учить описывать выбранного героя, правильно называть наиболее
характерные признаки, обозначенные на схеме.
5. Развивать внимание, умение слушать и составлять связный рассказ
по предложенному плану.
6. Учить оценивать поступки героев в разных ситуациях, аргумен-
тировать суждения.
7. Формировать доброту, отзывчивость, сострадание и милосердие
у детей.
Оборудование: Контурные иллюстрации собак, картина «Пёс Полкан»,
схемы для составления рассказа, КТ, презентация
мордовской народной сказке «Как собака друга искала»,
мягкие игрушки (собаки, сказка Л. Н. Толстого «Пожарные
собаки».
Ход занятия
Выставляются контурные иллюстрации и расставляются мягкие разные игрушечные собаки.
Двое детей загадывают загадки: «Гладишь- ласкается. Дразнишь – кусается»
«На цепи сидит, дом сторожит»
Логопед: Ребята, вы догадались, о ком сегодня будем говорить?
Дети: О собаках.
Логопед: Правильно! Но вы знаете, у каждого человека есть имя, а у собак
кличка. Вы сможете назвать?
Дети: Да. (Шарик, Пушок, Рекс, Рыжик, Черныш, Малыш….и т. д.)
Логопед: Молодцы! И вот сегодня, мы с вами должны выяснить как собака
появилась у человека. Хотите?
Дети: Да.
Логопед: Расскажу вам притчу о собаке. А вы знаете, что такое притча?
Дети: Нет.
Логопед: Это выдуманная история или сказка. Слушайте и смотрите на
экран. Мордовская народная сказка «Как собака друга искала»
Чтение сказки
Давно-давно в лесу жила собака. Одна-одинёшенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который никого не боялся бы. Встретила собака в лесу зайца и говорит ему:
– Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!
– Давай, – согласился зайка.
Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь, собака услышала шорох да как вскочит, как залает громко! Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.
– Зачем лаешь? – говорит собаке. – Вот услышит волк, придёт сюда и нас съест!
«Неважный это друг, – подумала собака, – волка боится. А вот волк, наверное, никого не боится».
Утром распрощалась собака с зайцем и пошла искать волка.
Встретила его в глухом овраге и говорит:
– Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!
– Что ж, – отвечает волк, – вдвоём веселее будет.
Ночью легли они спать. Мимо лягушка прыгала, собака услышала да как вскочит, как залает громко. Волк в испуге проснулся и давай ругать собаку :
– Ах, ты, такая-разэдакая! Услышит медведь твой лай, придёт сюда и разорвёт нас.
«И волк боится, – подумала собака. – Уж лучше мне подружиться с медведем».
Пошла она к медведю:
– Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить!
– Ладно, – говорит медведь. – Пошли ко мне в берлогу.
А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж полз, вскочила и залаяла.
Медведь перепугался и ну бранить собаку :
– Перестань! Придёт человек, шкуры с нас снимет.
«Ну и дела! – думает собака. – И этот оказался трусливым».
Сбежала она от медведя и пошла к человеку :
– Человек, давай дружить, вместе жить!
Согласился человек, накормил собаку, тёплую конуру ей построил возле своей избы.
Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не ругает её за это – спасибо говорит.
С тех пор собака и человек живут вместе.
Обсуждение сказки. (с опорой на КТ- презентация)
Логопед:- О чем эта сказка?
- С кем решила подружиться собака?
- Что произошло ночью?
- О чем подумала собака?
- Куда ушла утром собака?
- Где нашла волка собака?
- Что произошло ночью?
- К Кому ушла собака?
- Что предложила собака медведю?
- Что случилось ночью?
- К кому ушла собака от медведя?
- Что предложила человеку собака?
- Что сделал человек?
Логопед: Вот так оказывается подружились собака и человек. И стали они с тех пор дружить.
Логопед: Ребята ещё очень важно вспомнить и обсудить, как собаки помогают людям. Давайте вспомним и назовём. Какие собаки помогают людям?
Дети: Собака полицейская, собака сторожевая, собака пограничная, собака поводырь…
Логопед: Да, здорово! А ещё животные хорошие лекари. И мы с вами не назвали пожарных собак. Я сейчас вам коротко расскажу сказку о «Пожарных собаках», которую написал известный русский писатель Л. Н. Толстой.
Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нес девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали ее — не обгорела ли она; но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть еще что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.
Обсуждение сказки.
Логопед:-Как называется сказка?
-Кто её написал?
-Кто был главным героем этой сказки?
-Кого Боб вытащил из горящего дома?
-Какой был Боб?
Логопед: Конечно! Этот пёс совершил героический поступок.
Ну что пора и отдохнуть, выходим в круг на физкультминутку.
А называется она «Весёлый пёс».
Физкультминутка.
Пес весёлый лает громко (Дети произносят слова весело и громко с радостным выражением лица).
«Гав, гав, гав» всем говорит.
Без хозяина скучает. (Делают грустное выражение лица, и произносят тихо, опустив голову и плечи).
И тихонечко скулит: (Произносят интонационно окрашенным
«У-у-у, у-у-у, у-у-у, ууу!» голосом, поворачивая голову то влево, то вправо)
Вот хозяин пса вернулся – (Поднимают голову и расправляют плечи).
Пес как будто улыбнулся. (Улыбаются).
Он хвостом виляет, (Показывают движением руки вправо-
Хозяина встречает! влево, как пес виляет хвостом)
Логопед: Прошу обратить внимание на картину «Пёс Полкан» с пограничником. Да, будем по схемам составлять рассказ. Как пограничник Иванов готовит своего подопечного к службе на границе.
Дети: По желанию выходят и рассказывают по схемам.
Логопед: Отлично! Рассказы получились очень интересными и понятными, что за хорошую службу награждают медалями собак. А сейчас, предлагаю поиграть в чудесные превращения. Надо закрыть глаза и представить себе Полкана. Расскажи, какой он. Полай, как смелый пёс.
Ребята вам понравилось! Я надеюсь, что вы любите животных. И мне хочется каждому подарить на память о нашем занятии картинку-раскраску СОБАКУ.