Ольга Никулина
Мастер-класс «Музыкотерапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер –класс
«Музыкотерапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ»
Автор: воспитатель Никулина Ольга Владимировна.
Филиал МАДОУ д/с «Сказка» с. Карлыханово «Д/с «Тополёк» с. Емаши» РБ.
Цель: повышение профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования в вопросе использования здоровьесберегающих технологий – музыкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс „Музыкотерапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Темочки
1. Информировать педагогов ДОУ о важности использования здоровьесберегающих технологий (музыкотерапии) в образовательном процессе;
2. Обучить педагогов ДОУ различным способам использования музыки в работе с дошкольниками.
3. УМК (учебно – методический комплекс) : музыкальные фрагменты русской народной музыки аудиозаписи классической музыки, например, «Времена года» П. И. Чайковского.
Теоретическая часть.
«Здоровьесберегающие технологии» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
К сожалению, музыкальная деятельность в детском саду чаще ограничивается традиционными видами организации детей. Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ – это контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы. Непосредственно лечебное действие музыки на нервно – психологическую сферу детей происходит при ее пассивном и активном восприятии ребенка. Музыка – это лекарство, которое слушают.
Музыкотерапия - это особый вид музыкальной деятельности, направленной на профилактику, оздоровление и коррекцию различных психоэмоциональных, поведенческих отклонений, на реабилитацию личности средствами музыкального искусства. Музыка выполняет седативную (релаксационную, стимулирующую функции.
Седативная (релаксационная) функция связана с тем, что в результате специально организованной музыкальной деятельности снимается мышечное и эмоциональное напряжение, человек успокаивается, восстанавливает физические и эмоциональные силы.
Стимулирующая функция, наоборот, направлена на мобилизацию и активизацию всех физических и эмоциональных возможностей человека: приводит в тонус мышцы, жизненно важные системы организма, наполняет позитивными, яркими эмоциями и дарит хорошее настроение. При этом используется мажорная, ритмичная, танцевальная музыка.
Предлагаю познакомиться с различными формами использования музыки (музыкотерапии) в образовательном процессе
. Практическая часть: мастер – класс «использование музыкотерапии в работе с дошкольниками».
В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.
Отношение к музыке в нашем обществе несколько иначе, чем раньше, музыкальная среда заполнена эстрадно-развлекательной музыкой, поэтому важно поддерживать интерес детей к классической и народной музыке.
1. если детей утром в группе будет встречать приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Ведь каждый день ребёнку наносится, пусть незаметная, травма-ситуация отрыва от дома и родителей. Поэтому одной из оздоровительно-профилактических задач ДОУ должно стать создание оптимальных условий ежедневного приёма детей в их второй дом - детский сад. И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.
Утренний прием в детском саду начинается под музыку Моцарта, потому что «Моцарт оказывает воздействие, сила которого не сравнима с другими. Вариантами музыки для утреннего приема могут быть и следующие произведения:
«Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт»).
. Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа)
Обработки для русского народного оркестра («Барыня», «Камаринская», «Калинка»)
Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр)
П. И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»,
М. Мусоргский «Рассвет на Москве- реке».
В. Моцарт «Маленькая ночная серенада»,
П. И. Чайковский «Апрель»,
Г. В. Свиридов «Музыкальный ящик».
Н. А. Римский- Корсаков. Вступление «Три чуда»,
И. Штраус. «На прекрасном голубом Дунае».
2. На занятиях по ИЗО можно использовать спокойную лирическую музыку, располагающую детей к творчеству (рисование, аппликация, лепка)
К. Дебюсси «Лунный свет»
3. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения
после занятий физической культурой можно воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненный звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, ра сслабляются.
Путешествие в волшебный лес.
Взрослый. Лягте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников, всевозможных цветов. В самой чаще леса стоит белая каменная скамейка, присядьте на нее.
Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами целый день.
Отдых на море
Взрослый. Лягте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды.
Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.
Откройте глаза. Вы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день.
4. Дневной сон проходит под тихую, спокойную музыку. Известно, что сон рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении нервно-психического здоровья детей. Музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие. Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями :
1. Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр).
2. «Времена года» П. И. Чайковского.
3. Бетховен, соната № 14 «Лунная».
4. Бах – Гуно «Аве Мария».
. Общая релаксация перед сном.
Ресницы опускаются…
Глаза закрываются…
Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)
Сном волшебным засыпаем…
Наши руки отдыхают…
Тяжелеют, засыпают(2 раза)
Шея не напряжена,
А расслаблена она…
Губы чуть приоткрываются…
Так приятно расслабляются. (2 раза)
Дышится легко… ровно… глубоко…
Мы чудесно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем…
5. Следующим моментом, заслуживающим внимание педагогов, является методика музыкально-рефлекторного пробуждения малышей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей по громкой команде воспитателя:»подъем!» Этот вариант подъема малышей наносит определенную психическую травму ребенку, особенно замедленного типа нервной системы. Для пробуждения надо использовать тихую, нежную, легкую, радостную музыку. Десятиминутная композиция должна быть постоянной в течение примерно месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малыши будут легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы упражнений, не поднимая с кровати детей. Музыка для пробуждения после дневного сна: - Боккерини Л.»Менуэт» - Григ Э. «Утро» - Лютневая музыка ХYII века - Мендельсон Ф. «Песня без слов» - Моцарт В.»Сонаты» - Мусоргский М. «Рассвет на Москва-реке» - Сенс-санс К. «Аквариум» - Чайковский П. И. «Вальс цветов», «Зимнее утро», «Песня жаворонка
1. «Потянулись».
И. п. : лежа на спине; правую руку вытянуть за головой, левую – вдоль туловища.
Вдох – тянуть правую руку вверх, выдох – расслабиться.
Вдох – расслабиться, выдох – тянуть руку вверх.
Пауза – расслабиться. Повторить упражнение со сменой положения рук.
2. «Растишка».
И. п. : лежа на спине, обе руки вытянуть за головой.
Вдох – максимально тянуть руки и ноги, выдох – расслабиться.
Вдох – расслабиться, выдох – максимально тянуть руки и ноги.
Пауза – расслабиться.
6. Особую ценность имеет сочетание пения с танцевальными движениями, а также импровизация свободного танца под звуки классической музыки (танцетерапия). Танец является формой социального контакта, через танец улучшаются способности к взаимоотношению, взаимопониманию.
П. И. Чайковский «Фея Драже».
Н. Римский- Корсаков «Три чуда»
Д. Шостакович. «Вальс-шутка»
7. «Фольклоротерапия», это направление арт-терапии, в котором коррекционное и гармонизующее воздействие на личность осуществляется посредствам занятий фольклором.
Именно народные танцы, пляски, различные по характеру рисунка построенные на смене ритмов, движения несут в себе терапевтический и освобождающий заряд огромной силы, т. к. создают у детей чувство единения, снимают комплексы, зажимы, расширяют возможности коммуникации.
Инсценировки русских нар. сказки под народные мелодии для танцевальной импровизации:
«Из-под дуба», «Калинка», «На горе- то калина» и т. д.
Особенности использования музыкотерапии :
- громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не тихо);
- использовать для прослушивания следует те произведения, которые нравятся всем детям;
- лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям (не должны отвлекать внимание новизной);
- продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут одновременно.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Коренева Т. Ф. «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» в 2х частях. – Учеб. -метод. пособие. – (Воспитание и дополнительное образование детей).
2. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка – дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного: Програм. – метод. пособие. – М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
3. Мазель Л. О системе музыкальных средств и некоторых принципах художественного воздействия музыки // Интонация и музыкальный образ. - М., 1995.- С. 225 – 263.