Актуальность развития коммуникативных навыков у дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно п. 4.7 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования «Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования» и «предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования». Среди целевых ориентиров обозначены: «…ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывая интересы других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построение речевого высказывания в ситуации общения, задает вопросы взрослым и сверстникам». Можно сделать вывод, что обучение дошкольников должно рассматриваться не только как освоение лексическо-грамматических средств языка, но и как овладение коммуникативными умениями, культурой общения.
Публикация «Актуальность развития коммуникативных навыков у дошкольников,» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Предпосылками учебной деятельности у старших дошкольников в области коммуникативной компетенции являются: потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками, владение определенными вербальными и невербальными средствами общения.
Коммуникативная деятельность имеет большое значение для формирования и развития детской психики, а также для становления человека как личности. Для маленького ребёнка его общение с другими людьми - это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности. Жизнь иногда устраивает жестокие эксперименты, лишая маленьких детей необходимого общения с близкими людьми, когда они по тем или иным причинам лишаются родительской заботы. Последствия подобных случаев бывают трагическими: в 3-5 лет дети не владеют простейшими навыками самообслуживания, не говорят, не ходят, проявляют поразительную пассивность.
Отсутствие необходимого общения возможно и в благополучных условиях. В современном обществе проблемы детства приобретают особую остроту и актуальность. Одним из факторов риска воспитания в дошкольном детском учреждении является «эмоционально-отвергающий тип взаимодействия ребенка с воспитателем и сверстниками. Следствием становятся нарушения формирования базового доверия к миру, личности и эмоциональные нарушения, приводящие к заболеваниям психосоматического происхождения».
Но для психического развития ребенка особенно большое значение имеют его взаимоотношения с взрослыми на ранних этапах онтогенеза. Сам по себе ребенок никогда не научиться говорить, пользоваться предметами, думать, чувствовать, рассуждать, как хорошо его ни одевали и ни кормили. В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции ребенок приобретает основной жизненный опыт. Люди, с которыми он контактирует, являются для него носителями этого опыта.
В работах отечественных ученых Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и других было выдвинуто положение, согласно которому развитие ребенка принципиально отличается от развития детенышей любых животных. В отличие от животных у человека основное значение приобретает общественно - исторический опыт, накопленный предшествующими поколениями. Без усвоения этого опыта полноценное развитие человеческого индивида оказывается невозможным. Но для такого усвоения необходимо общение ребенка с взрослыми людьми, которые уже в той или иной мере овладели этой культурой и способны передать ему накопленный опыт, научить его выработанным человечеством способам практической и умственной деятельности. Это доказали в своих исследованиях М. И. Лисина, Т. А. Репина, Д. Б. Эльконин и другие.
В дошкольном возрасте формируется «реальная позиция ребенка, с которой перед ним раскрывается мир человеческих отношений, позиция, которая обусловлена объективным местом, занимаемым им в этих отношениях» (А. Н. Леонтьев). От того насколько хорошо ребенок освоит навыки взаимодействия с другими людьми, будут зависеть его дальнейшие успехи ив школе, и во взрослой жизни.