Надежда Степанова
Конспект занятия для старшего возраста «Сказка — ложь, да в ней намёк…»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
• Развивать мышление, память, понятийный аппарат.
• Закрепить знания детей устного народного творчества и прикладного искусства; закрепить содержание русских народных сказок.
• Закреплять знания детей о городецкой росписи, ее цветовой гамме, способах выполнения элементов узора.
• Упражнять в составлении узора, состоящего из цветов и листьев на круглой форме.
• Отрабатывать навыки смешивания красок на палитре для получения нужного цвета; продолжать учить оживлять цветы белым, синим и темно-красным цветом с помощью кисти и ватных палочек.
Публикация «Конспект занятия для старшего возраста „Сказка — ложь, да в ней намёк…“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
• Совершенствовать умение рисовать городецкого петушка; составлять законченную композицию, используя известные элементы городецкой росписи.
• Воспитывать уважение и гордость за творчество своего народа, желание создавать произведения искусства своими руками.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
• Чтение русских народных сказок.
• Заучивание пословиц, поговорок, скороговорок, потешек.
• Рассматривание работ народных умельцев из села Городец.
• Рисование городецкого петушка по этапам.
• Посещение Всероссийскорго музея прикладного искусства.
• Посещение детской библиотеки.
• Дидактические игры «Жили-были Москвичи», «Подбери правильно».
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ
• Мягкая игрушка «Емеля».
• Городецкие изделия, в том числе с изображением птиц.
• Круглые листы бумаги, тонированной под светлое дерево; гуашь, палитры, мягкие кисточки, подставки для кисточек, салфетки, баночки с водой, ватные палочки.
• Подборка литературных произведений устного народного творчества.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Сюрпризный момент.
Появляется Емеля (кукла или игрушка). Дети им любуются. Вопрос:
-Кто я? Из какой сказки? (Ответы детей).
Вопросы детям.
• Кто сочиняет русские народные сказки? (Ответы детей. Народ).
• Что кроме сказок еще относится к устному народному творчеству? (Ответы детей. Например, пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, потешки, частушки, анекдоты).
• Почему это творчество называют устным? (Ответы детей. Потому что сказки, загадки, скороговорки и т. п. сочиняет и рассказывает народ устами (так раньше называли рот, губы, язык).
• Какие скороговорки вы знаете о сказках? (Ответы детей. Например: «Всех сказок не перескажешь, не переговоришь, не перевыговоришь»).
• Какие поговорки знаете о сказках? (Ответы детей. Например.
Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается и т. д.)
Загадывание загадок.
-Умеете ли вы отгадывать загадки? (Ответы детей. Да).
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети?
(Козлята из сказки «Волк и семеро козлят»).
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой?
(Сказка «Маша и медведь»).
Уплетая калачи
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(Емяля из сказки «ПО щучьему велению»).
Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта.
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна.
(Скатерть – самобранка).
Знает утка, знает птица,
Где Кощея смерть таится.
Что же это за предмет
Дай, дружок, скорей ответ.
(Яйцо).
Емеля приглашает детей на выставку народного декоративно-прикладного искусства, на которой представлен Городец.
Любование.
Чтение стихотворения о Городце.
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо-птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
Вопросы детям.
• Ребята, как называется роспись, которой расписаны все эти предметы? (Ответы детей. Городецкая).
• Каких элементов особенно много встречается на городецких узорах? (Ответы детей. Зеленых листьев и цветов).
• Как называются цветы в городецкой росписи? (Ответы детей. Купавки, ромашки, розаны).
• Какого они цвета? (Ответы детей. Розового и голубого).
• Как получить краски голубого и розового цвета? (Ответы детей. Для получения голубого цвета нужно на палитре смешать синюю и белую гуашь, а для получения розового – красную и белую).
•
Продуктивная деятельность. Рисование «городецкий петушок».
Детям предлагается рассмотреть волшебную городецкую птицу. Обращается внимание, какой формы у нее туловище, крылья, хвост; какими цветами рисуют городецкие мастера своих птиц (темно-зеленого, темно-синего или черного цвета).
Затем педагог вместе с детьми вспоминают последовательность рисования птицы.
Последовательность рисования птицы:
1. Сначала рисуется общий контур – замалевок. Плавной дугой обозначается тело птицы, переход от головы и шеи к туловищу, несколькими широкими плавными дугами рисуется хвост.
2. Затем наступает этап прорисовки. Он выполняется концом кисти для лапок, клюва, оформления головы, оформления контура хвоста. Широкие плавные мазки можно применить для закрашивания контура, рисования крыла.
3. Теперь наступает этап оживки. Она выполняется концом кисти, расположенной вертикально, белой гуашью. Мы проводим тонкие линии по изгибам хвоста, обозначаем ими длинные перья на крыле, маленькие перышки на теле птицы. Ватной палочкой рисуем глаз птицы.
Детям предлагается нарисовать городецкую птицу в центре круга. После изображения птицы в центре круга, детям предоставляется самостоятельность в выборе элементов узора, украшающего края круга. Здесь может быть чередование уже известных детям элементов узора – купавок, ромашек, розанов, листьев.
Выставка детских работ.
Детские работы помещаются среди предметов городецкой росписи. Любование.
Рассказ детей о своей работе.