пономарева юлия
Отчет о работе по самообразованию «Сказка как средство развития речи у детей 2–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ
О ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЕ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ в 2019/2020 учебном году
Тема: «Сказка как средство развития речи у детей 2-3 лет»
Возрастная группа : первая младшая
Санкт-Петербург 2020
Публикация «Отчет о работе по самообразованию „Сказка как средство развития речи у детей 2–3 лет“» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Тема самообразования была выбрана потому что с раннего детства мир сказок знаком ребенку. Язык народных сказок не сложен, выразителен, понятен и доступен детям, богат необходимыми образными выражениями. Развитие речи детей раннего возраста – актуальная задача в формировании его личности. Ежедневное использование малых форм фольклора – народных сказок, игр, потешек, в совместной деятельности с детьми доставляет детям огромную радость и служит для них источником различных знаний и представлений об окружающем мире, о взаимосвязи человека с природой. Учит различать добро и зло, позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
Были сформулированы следующие задачи:
• Изучить методическую литературу, практический опыт по данной теме
• Разработать и оформить на стенде консультацию для родителей (законных представителей) "Сказка в жизни вашего ребенка"
• Изготовить атрибуты для показа сказок на фланелеграфе
• Пополнить, обновить картотеку сказок.
• Обобщить опыт работы по теме самообразования.
Был разработан следующий план работы…
Содержание (формы) работы Сроки Выполнение да / нет
Выбор темы по самообразованию Сентябрь да
Разработка и оформление плана работы по теме самообразования сентябрь да
Подбор и изучение методической литературы по данной теме + интернет октябрь да
Чтение русских народных сказок Ежедневно да
Показ русских народных сказок на фланелеграфе еженедельно Да
Изготовление сказок для фланелеграфа своими руками С октября по апрель, раз в месяц да
Консультация для родителей на стенде: "Сказка в жизни вашего ребенка" март да
Оформление и пополнение картотеки сказок С октября по апрель, раз в месяц да
Подготовка, оформление итогового отчета о выполненной работе в рамках темы самообразования май да
В 2019-2020 учебном году работа по теме самообразования имела следующие практические выходы:
• Разработан и оформлен план работы по теме самообразования.
• Были изготовлены атрибуты для показа сказок на фланелеграфе
• Была пополнена, обновлена картотека сказок.
• Вывешена консультация для родителей: «Сказка в жизни вашего ребенка».
По итогам… достигнуты следующие планируемые результаты:
Работая в яслях и общаясь с детьми 2-го и 3-го года жизни, обратила внимание на то, что у многих детей этого возраста не очень хорошо развита речь.
При реализации моей работы можно увидеть, что у детей повысилась речевая активность, обогатился словарь, повысился интерес к сказкам и играм со сказочным сюжетом. Поэтому, я могу сказать что, систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником успешного речевого и эмоционального развития детей раннего возраста.
В дальнейшей своей педагогической деятельности планирую повысить желание у детей чаще слушать произведения художественной литературы, что будет способствовать развитию речи детей.
Приложения к
отчету :
«Роль сказки в жизни ребенка»
Консультация для родителей
«Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенка жизненных явлений.»
В. А. Сухомлинский
Все дети любят сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Роль сказки в воспитании детей велика. Во-первых, они развивают воображение, подталкивают к фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло.
Поэтому, если вы хотите помочь объяснить что-то ребенку, поддержать его, придется вспомнить язык детства – сказку.
Рассказывая малышу сказку, мы развиваем его внутренний мир. И чем раньше мы будем читать книжки, тем раньше он начнет говорить и правильно выражаться. Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал.
Лучше всего читать сказку перед сном, когда ребенок спокоен, находится в хорошем настроении и готов внимательно слушать. Читать нужно эмоционально. По окончанию можно обсудить сказку : что понравилось, а что нет. Попросить ребенка описать героев.
Сказкой можно снять тревогу у ребенка. Также можно поставить эмоциональную речь, сделать ее красивой и образной. Словарный запас расширяется, диалог строится правильно, связная логическая речь развивается.
Рассказывайте сказку интересно, как бы чувствуя, что это другой мир. Читайте с хорошей дикцией и интонацией, тогда ребенок научится четко выговаривать звуки.
В современном мире значение сказки в воспитании детей отходит на задний план. У ребенка есть мультики по телевизору, игры на планшете, зачем ему сказки? Мультфильмы интересно смотреть, но они не развивают воображение, ведь действие представлено на экране. Если вы хотите, чтобы ребенок развивался творчески, необходимо предоставлять ему простор для фантазирования.
В сказках заложена многовековая народная мудрость. Очень часто сказки обвиняют в ужасной реалистичности. Жестокие действия, которые видит взрослый, ребенок воспринимает образно. Нужно разъяснить ребенку, что плохое должно погибнуть. Одним из самых главных моментов роли сказки в жизни ребенка – то, что здесь всегда побеждает добро. В будущем это очень поможет ребенку, научит его преодолевать жизненные трудности. Жизнь, конечно же, внесет свои коррективы, но несмотря на это в детском подсознании ничего не пропадет.
Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Та самая простая, простейшая сказка, которую мы, став взрослыми, начинаем считать детской забавой.
Русские народные сказки играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. Они возникли в незапамятные времена. Русские народные сказки – это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в этих сказках фантастично и замечательно по своей задаче: герои этих сказок, попадая из одной опасной ситуации в другую, спасает своих друзей, наказывает врагов – борется и бьется не на жизнь, а на смерть.
Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте.
Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию. А то бесценное время, которое вы проведете со своим малышом, читая и играя, не заменят никакие другие блага.
Прочитайте с детьми дома такие сказки :
«Петушок и бобовое зернышко»
«Кот и петух»
«Ворона»
«Гуси – лебеди»
«Лиса и журавль»
Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!