Гриднева Елена Валериевна
Системно-деятельностный подход в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Система дошкольного образования на современном этапе развития претерпевает серьезные изменения, связанные с обновлением нормативно-правового обеспечения функционирования дошкольных организаций, введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, признание дошкольного образования как первой ступени образования в системе непрерывного образования. ФГОС – это смена образовательной цели. Вместо передачи суммы знаний – развитие личности воспитанника на основе освоения способов деятельности. Развитие ребенка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние ребенка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. В условиях перехода ДОУ на работу по ФГОС перед педагогом ставятся задачи организации воспитательно - образовательной работы в соответствии с новыми стандартами. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход. В системно-деятельностном подходе категория “деятельности” занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Уже тогда учёные старались снять противоречия внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие исследователи). Исследования С. Л. Рубинштейна внесли серьезные коррективы в представления о механизмах становления субъективности ребенка в процессе деятельности. Он показал, что любые внешние причины и деятельность в первую очередь действуют на ребенка не посредственно, а предъявляются через внутренние условия. Основная идея системно - деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности, значит: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Деятельность это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат. Понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат, может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: “Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод”. Но Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить “ловить рыбу”, а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание. Основная цель системно - деятельностного подхода в обучении : научить не знаниям, а работе. Для этого педагог ставит ряд вопросов: какой материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; какие методы и средства обучения выбрать; как организовать собственную деятельность и деятельность детей; как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций. Деятельностный подход предполагает :
Публикация «Системно-деятельностный подход в детском саду» размещена в разделах
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения конкретных жизненных задач.
Говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Познавательно-исследовательская,проектная, игровая деятельность, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Так, например, чтобы дать ребенку знания об окружающем мире, мы в детском саду используем системно-деятельностный подход. В младшей разновозрастной группе нашего детского сада, мы, совместно с детьми, решали проблемную ситуацию: «Поможем кукле Оле разложить овощи и фрукты по отдельным корзинам». Для решения этой проблемной ситуации, использовались различные виды детской деятельности : коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы, музыкальная. Стояла задача: закрепить понятия «овощи» и «фрукты», названия отдельных овощей и фруктов. Чтобы разложить овощи и фрукты по отдельным корзинкам и помочь кукле, нам нужно было узнать, чем же они (овощи, фрукты) отличаются. Для решения поставленной задачи, мы рассматривали овощи и фрукты, находили их на картинках, затем загадывались загадки, и дети отгадывали и показывали соответствующую картинку. Дети раскладывали овощи и фрукты по разным корзинам, узнавали, что внутри у овощей и фруктов могут находиться семечки или косточки. Показывали кукле Оле, как лепить яблочко для ёжика. На физкультуре вместе с детьми совершали «прогулку в огород», где собирали овощи в «корзинки». Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе собственной деятельности. Таким образом, применение системно - деятельностного подхода поможет нам и нашим детям эффективно взаимодействовать с окружающим миром, будет способствовать развитию дошкольников, поможет сформировать у детей предпосылки к учебной деятельности.
Литература:
1) Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М. : 20013 - №4. - С18-22.
2) Кудрявцева, Н. Г. Системно - деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н. Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора. - 2011.-№4.-С. 13-27.
3) Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е. С. Полат. - М., 2000.
4) ФГОС ДО - ПРИКАЗ от 17 октября 2013 г. N 1155.
5) Хуторской А. В. Системно-деятельностный подход в обучении : Научно-методическое пособие. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 63 с.