Валентина Торшина
Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности ДОО как основа ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Скажи мне, и я забуду, покажи мне,
и я запомню, дай мне действовать
самому - и я научусь.
Китайская мудрость
Цель: совершенствование теоритической и практической подготовки педагогов по вопросу использования системно - деятельностного подхода в образовании дошкольников.
Системно-деятельностный подход – это организация образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ребенка. Его ключевым моментом является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.
Публикация «Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности ДОО как основа ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели.
Деятельностный подход – это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность (Л. Г. Петерсон).
Системно - деятельностный подход к обучению предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться, освоить).
Роль педагога в осуществлении системно - деятельностного подхода велика, так как именно педагог является ключевой фигурой в образовательном процессе. Принцип деятельности выделяет ребенка как деятеля в образовательном процессе, а педагогу отводится роль организатора и координатора этого процесса. Трудно переоценить роль деятельности педагога, ее влияние на процесс становления и развития личности ребенка. Здесь важно все: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократического, и личные качества педагога, и его способность к саморазвитию, и его профессиональная компетентность.
Рассмотрим системно - деятельностный подход как основная форма организации НОД.
Одной из основных форм организации непосредственной образовательной деятельности является системно - деятельностный подход. Давайте проанализируем технологию деятельностного метода, которым мы пользуемся во время проведения НОД.
1. Создание проблемной ситуации.
2. Целевая установка.
3. Мотивирование к деятельности.
4. Проектирование решений проблемной ситуации.
5. Выполнение действий.
6. Анализ результатов деятельности.
7. Подведение итогов.
Создание проблемной ситуации. (процесс вовлечения в деятельность)
1. Что-то внести или убрать, чтобы большинство детей заинтересовалось.
2. Создать сюрпризный момент или эффект неожиданности (стук в дверь, шум, грохот и т. д).
3. Создать интригу («подождите скоро покажу что-то интересное и т. д.)
Целевая установка.
1. Организовать специальную ситуацию (все мыло заменить камушками, мелок кусочки сахара)
2. заранее о чем-то договориться с коллегами.
Мотивирование к деятельности.
1. Во время прогулки осенью.
– Ребята красивые листики, которые найдете на участке или на даче, по дороге в детский сад принесите мне, они очень нужны для сюрприза.
Дети заинтересованы: «Какого сюрприза?»
2. Воспитателю нужна помощь детей в чем- то конкретном, он обращается к детям.
Сегодня к нам придут в группу гости, очень хочу, чтобы им понравилось у нас.
Проектирование решений проблемной ситуации.
1. Дать возможность выдвинуть различные варианты решения ситуации, чтобы разрешить проблему. Принимать любые варианты детей и предложить что- то сделать на выбор.
2. В процессе деятельности всегда спрашивать детей «Зачем, почему, ты это делаешь», чтоб ребенок осмысливал каждый шаг. Если ребенок делает что-то не так, дать ему возможность самому понять, что именно.
Анализ результатов деятельности.
Не спрашивать у детей понравилось или нет. Спросить надо: «зачем вы все это делали?», чтобы понять осознал ли ребенок цель.
Подведение итогов.
Хвалить не только за результат, но и за деятельность в процессе.
Признаки различных моделей организации образовательного процесса.
Признаки различных моделей организации образовательного процесса.
Отличия.
1. Исключение учебного блока (но не процесса обучения).
2. Увеличение объема блока совместной деятельности взрослого и детей, в который входит не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность
3. Изменение содержания понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных (а не формальных).
4. Изменение объема и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность»
Сравнения:
Учебная модель
1. Ребенок – объект формирующих воздействий взрослого человека (взрослый управляет, манипулирует) ребенком, занимает более активную позицию).
2. Большая регламентированность образовательного процесса, и пользование готовых и шаблонов (готовых конспектов занятий) образцов
3. Основная форма – учебное занятие, основная деятельность – учебная.
4. Монолог взрослого (преобладание словесных методов работы). Рассадка «взрослый напротив ребенка»
5. Обязательность участия в образовательном процессе.
Основной мотив в образовательном процессе – авторитет взрослых (педагога, родителей).
Легкость в осуществлении контроля образовательного процесса.
Совместная деятельность взрослых и детей :
1. Ребенок – субъект взаимодействия со взрослыми (сотрудничество взрослого и ребенка; ребенок, если и не равен, то равноценен взрослому, ребенок активен не менее взрослого). Гибкость в организации образовательного процесса, учет потребностей и интересов детей.
2. Организация детской деятельности в различных, адекватному дошкольному возрасту формах. Диалог (общение) взрослого с ребенком. Рассадка взрослых и детей «по кругу»
3. Необязательность участия. Основной мотив участия (неучастия) в образовательном процессе – наличие (отсутствие) интереса у ребенка. Трудности в осуществлении контроля образовательного процесса.