Светлана Макеева
Эффективный способ разработки проекта в детском саду «Системная паутинка»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование основ безопасного поведения на дорогах и в транспорте у всех участников образовательного процесса в проектной деятельности.
1. Технология проектирования - способ реализации личностно-ориентированного подхода к образованию детей дошкольного возраста.
Темочки:
Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на "саморазвивающуюся систему", при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Большинство педагогов осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности. Однако специалисты затрудняются в определении факторов, влияющих на успешность продвижения ребенка в образовательном процессе.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Он стал результатом "педагогизации", включения в образовательный процесс (в котором ведущей деятельностью ребенка является познавательная деятельность) проектирования как вида деятельности.
2. Цели педагогических технологий, используемых в проектном методе.
Цели педагогических технологий:
• Проектные методы обучения (развивать индивидуальные творческие способности каждого ребёнка).
• Здоровьесберегающие технологии (равномерно распределять различные виды деятельности, мыслительную и двигательную активность).
• Технологии использования в обучении игровых методов (формирование разнообразных умений и навыков, расширение кругозора, развитие познавательной сферы).
• Обучение в сотрудничестве (учить ребят добиваться единой цели, работая в группе).
• Исследовательские методы в обучении (проводить мероприятия, направленные на самостоятельное образование, позволяющие понимать изучаемую проблему и находить пути её решения).
• Информационно-коммуникационные технологии (расширять разнообразие содержания образования).
• Система инновационной оценки "портфолио" (проведение мониторинга достижений каждого ребёнка, для определения индивидуальной траектории развития личности).
3. Типология проектов и типы проектов в ДОУ.
Типология проектов в ДОУ
По количеству индивидуальные
групповые
По содержанию Монопроекты (одна образовательная область)
Интегративные (две и более образовательные области)
По продолжительности Краткосрочные (1-4 недели)
Среднесрочные (до 1 месяца)
Долгосрочные (полугодие, учебный год)
По доминирующему виду проектной деятельности Информационные
Исследовательские
Творческие
Проектно-ориентированные
Типы проектов в ДОУ (по Л. В. Киселевой)
Тип проекта Содержание Возраст детей
Исследовательско-творческий Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна Старшая группа
Ролево-игровой Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы Вторая младшая
группа
Информационно-практико-ориентированный Дети собирают информацию и реализуют ее,
ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) Средняя группа
Творческий Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. Вторая младшая
группа
4. Фаза проектирования проектов в ДОУ.
Жизненный цикл проекта (по В. Н. Буркову, Д. А. Новикову) определяется 3 фазами:
Фаза проектирования :
I Стадия концептуальная.
Этапы: Выявление противоречий: формулирование проблемы, определение проблематики, определение цели, выбор критериев.
II Стадия моделирования
Этапы: Построение моделей, оптимизация моделей, выбор модели (принятие решения).
III Стадия конструирования
Этапы: декомпозиция, агрегирование, исследование условий, построение программы.
Фаза технологическая
Стадия реализации модели проекта. Этапы определяются содержанием проекта
Фаза рефлексивная
Стадия итоговой оценки. Стадия рефлексии.
Способы разработки проектов :
• Системная паутинка по проекту;
• "Модель трёх вопросов"
• Образ "Семь мы" (по Заир-Бек)
• Метод "Мыслительных карт" (Тони Бьюзен)
5. Разработка системной паутинки проекта.
Все мы знаем, что каждый день на дорогах нашего города происходят многочисленные аварии. Участниками этих аварии часто становятся дети, и роль взрослых (педагогов) научить детей не только знать, но и соблюдать правила безопасного поведения на дороге и в транспорте. Совершенно ясно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем ниже будет вероятность несчастных случаев. Мы должны способствовать развитию у детей заинтересованности к изучению правил безопасного поведения на улице и дорогах, воспитывать устойчивые привычки соблюдать правила безопасного поведения, формировать и развивать навыки безопасного поведения. Чтобы решить эти задачи в работе с детьми следует придерживать следующих принципов:
• Систематичность
• Психологический комфорт
• Смысловое отношение к миру
• Наглядность
• Доступность
• Непрерывность
Обучая детей правилам поведения на улице, важно использовать разнообразные методы и формы работы. ПДД написаны сложным языком и адресованы взрослым участникам дорожного движения. Дошкольников же необходимо знакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров в других, доступных для них формах таких как:
• Беседы
• Обсуждение ситуации
• Наблюдения
• Экскурсии
• Заучивание стихов
• Чтение художественной литературы
• Просмотр видеофильмов
• Настольные и дидактические игры
• Подвижные игры
• Продуктивная деятельность
• Сюжетно-ролевые игры
Обучение детей ПДД - эта сложная, длительная и ответственная обязанность взрослых (педагогов и родителей). И в этой работе нам (педагогам) может помочь Системная паутинка. Что такое системная паутинка? Системная паутинка – это развёрнутый план работы, составленный педагогом, для решения какой либо задачи (проблемы). Оформить (записать) этот план можно в виде таблицы, в которой будут включены разные виды детской деятельности по образовательным областям. В план важно включить и работу с родителями, т. к. пример отца и матери – основной ресурс в обучении ребёнка безопасному поведению на улице и в транспорте.
Системная паутинка по проекту
«Законы улиц и дорог»
Познание
ведущая деятельность - познавательно-исследовательская, формы:
рассматривание иллюстраций «Опасности на дороге», «Опасность в транспорте»; наблюдение за пешеходами и машинами;
д/и «Светофор». «Внимательный пешеход», «Собери дорожный знак», «Легковой и грузовой транспорт», «Разноцветные ладошки», «Азбука пешехода», «Внимание! Дорога!» Чтение художественной литературы
ведущая деятельность - чтение, формы:
чтение С. Михалков «Шагая осторожно», Я. Пишумов «О правилах», «О правилах дорожного движения»,
Н. Никитина «Правила маленького пешехода», заучивание С. Михалков «Светофор» и «Регулировщик» Коммуникация
ведущая деятельность - коммуникативная, формы:
беседы «Опасность на дороге и в транспорте», составление повествовательного рассказа «Внимательный пешеход», составление описательного рассказа «Транспорт», придумывание загадок-описаний
Социализация
ведущая деятельность - игровая, формы:
с/р игра «Водители и пешеходы», «Шофёры», «Семья»-сюжет «Поход в магазин или в больницу»
разыгрывание сюжетов «Невнимательный пешеход», «Поможем Незнайке» и т. д.
игры с машинками и дорожными знаками, с разным конструктором на подиуме «Парковка для машин», «Гараж», «Мост через дорогу» и т. д. Труд
ведущая деятельность - трудовая, формы:
изготовление машинок и дорожных знаков из бросового материала и бумаги;
постройки из снега на участке д/с «Машины», «Дорога» Безопасность
интеграция разных видов деятельности, формы:
работа с макетами: «Наша улица», «Пешеходы на улице», «Перекрёсток», «Пешеходный переход»
Здоровье
интеграция разных видов деятельности, формы:
«Валеология или здоровый малыш», «Малыши - крепыши»
обсуждение сказки Чуковского «Доктор Айболит» (эпизод про зайку, с/р игра «Травмпункт» сюжет «Пешеход попал в беду»;
рассматривание картинок с изображением людей попавших в аварию. Физическая культура
ведущая деятельность - двигательная, формы:
п/и «Воробушки и автомобиль», «Разноцветные машины», «Светофор», «Регулировщик», «Зелёный, жёлтый, красный», «Умный шнурок» Формы взаимодействия с семьей и соц. партнерами
формы:
конкурс рисунков «Правила дорожного движения», изготовление поделок из бросового материала: машинки, дорожные знаки, светофор;
приобретение д/и по ПДД, памятки и буклеты для родителей по ПДД; родительское собрание; изготовление атрибутов; рекомендации и консультации по данной теме
Художественное творчество
ведущая деятельность - продуктивная, формы:
рисование «Машины», «Улицы нашего города», «Знаки дорожного движения»;
аппликация «Транспорт на улицах нашего», «Светофор»;
коллаж «Наш город» Музыка
ведущая деятельность - музыкально-художественная, формы:
слушание детских песенок о ПДД Режимные моменты
интеграция разных видов деятельности, формы:
беседы; рассматривание картинок с изображением транспорта, дорожных знаков и т. д. ; игровая деятельность; чтение перед сном
Системную паутинку можно использовать и в работе с детьми. Дети активно участвуют в составлении «картинки - паутинки». С детьми среднего дошкольного возраста «картинку - паутинку» следует «рисовать» с помощью условных обозначений – картинок. Дети старшего дошкольного возраста уже могут читать и поэтому «картинку - паутинку» можно оформить в виде условных знаков с надписями. На «картинке - паутинке» дети с помощью условного обозначения отмечают то, что они уже знают. Когда системная паутинка будет вся заполнена, то проблема (поставленная задача) решена. Системная паутинка наглядно показывает и взрослым и детям как продвигается работа по данному проекту.
Системная паутинка проекта «Дом, улица, город»
(план разработан с учётам центров группы)
Литература.
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.
2. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. - М. Айрис-пресс, 2008. - 208 с. - (Дошкольное воспитание и развитие).
3. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление ДОУ. 2004. - № 4. С. 99-101.