Валентина Ефимова
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд. «Пальчиковая гимнастика - эффективный способ развития мелкой моторики»
2 слайд. Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Пальчиковая гимнастика – это один из эффективных, интересных и занимательных способов развития мелкой моторики и координации движения рук. Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его, усиливает согласованную деятельность речевых зон и способствует лучшему развитию памяти и воображения малыша, а его пальцы и кисти рук приобретают гибкость и ловкость.
Публикация «Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Без развития мелкой моторики рук детей нельзя достичь развития связной речи детей, грамматического строя их речи, артикуляционной четкости. Исходя из такой взаимосвязи, мы строим нашу работу на интеграции различных видов деятельности. ФГОС ДО и примерная общеобразовательная программа ДО «Детство» предполагают принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.
3 слайд. Пальчиковая гимнастика рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.
Основываясь на основных принципах:
• систематичность проведения игр и упражнений;
• последовательность – (от простого к сложному);
• индивидуальный и дифференцированный подход, провожу её во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна по 3-5 минут индивидуально, либо с подгруппой детей. Если ребенок затрудняется в самостоятельном выполнении движения, упражнения включаю в индивидуальные занятия, где ребенок выполняет движения пальцами пассивно, с помощью взрослого. В дальнейшем, в результате тренировки, движение пальцев совершенствуется, и ребёнок выполняет их активно.
4 слайд. Создала картотеку пальчиковых игр соответствующую возрасту детей, а также подобрала специальную литературу.
5 слайд. Пальчиковая гимнастика включает в себя : упражнения для кистей рук, упражнения условно статические и упражнения для пальцев динамические.
6 слайд.
I группа. Упражнения для кистей рук:
• развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
• учат напрягать и расслаблять мышцы;
• развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
• учат переключаться с одного движения на другое.
7 слайд.
II группа. Упражнения для пальцев условно статические :
• совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
8 слайд.
III группа. Упражнения для пальцев динамические :
• развивают точную координацию движений;
• учат сгибать и разгибать пальцы рук;
• учат противопоставлять большой палец остальным.
Все эти упражнения способствуют развитию пальчиковой моторики, речи, внимания, памяти, пространственного восприятия, воображения. Упражнение может сопровождаться рисунком-схемой, наглядно показывающим правильное положение рук, стихотворением и цветным сюжетным рисунком.
9 слайд. Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами благотворно действуют на развитие детей. Учёные доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.
Для формирования тонких движений пальцев рук успешно используем игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов – потешек, которые являются прекрасным материалом для обучения разговорной речи. Эти игры создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи.
10 слайд. Рекомендации:
1. после каждого упражнения необходимо расслаблять пальцы (потрясти кистями рук);
2. пальцы лучше нагружать равномерно;
3. использовать на различных занятиях, т. к. пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие.
11 слайд. Но это ещё не вся польза, которую приносит пальчиковая гимнастика. Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.
• Ежедневный массаж по 2-3 минуты кистей рук и пальцев :
1. поглаживать и растирать ладошки вверх - вниз;
2. разминать и растирать каждый палец вдоль, затем - поперёк;
3. растирать пальчики спиралевидными движениями.
• прокатывание массажных мячиков между ладоней.
«Я катаю мой орех,
Чтобы был круглее всех!»
• кольца Су Джок
«Я колечко примеряю
И совсем не забываю
Каждый пальчик нарядить,
Чтобы мне здоровой быть!»
• аппликатор
«Покатаем, покатаем,
Как устанем – перестанем».
12 слайд. Использование пальчиковой гимнастики вызвало положительную реакцию и интерес у детей, они с желанием выполняют упражнения. Возросла речевая активность детей, что создало положительную предпосылку для развития связной речи у детей. Речь стала более четкой, эмоциональной, ритмичной, яркой, улучшилась память. Сформировались добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Благодаря пальчиковым играм ребёнок получил разнообразные сенсорные впечатления, что способствовало развитию внимания, способности сосредотачиваться, а самое главное – сохранению физического и психического здоровья ребенка.