Юлия Решетникова
Опыт работы по элементарному музицированию со старшими дошкольниками. В помощь музыкальным руководителям
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие музыкальности детей и импровизационно-творческой
деятельности через элементарное музицирование с дошкольниками старшего возраста.
Решетникова Юлия Борисовна - музыкальный руководитель
МБДОУ детский сад «Алёнушка»
п. Солнечный.
Публикация «Опыт работы по элементарному музицированию со старшими дошкольниками, В помощь музыкальным руководителям» размещена в разделах
В древние времена в греческом городе Спарта случилась беда: горожане перессорились. Они бросались друг на друга с мечами, избивали бывших друзей, за случайно сказанное слово, за неучтивый взгляд. Спарта изнемогала от внутренних раздоров, обратились к прорицателям и те, сказали: «Призовите в город музыканта Терпандра!» Терпандр прибыл в город с лирой в руках. Ничего не сказал он, но ударил по струнам и запел. И под музыку люди стали ровнее дышать, смотреть друг на друга добрее, побросали оружие и воцарился мир!
Но в начале нового столетия нас всё чаще тревожат тени Орфея и Терпандра. И всё чаще педагоги и психологи высказываются за то, что обучение детей музыки должно стоять в одном ряду с умением читать и писать.
Во времена быстрых перемен, дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы, мужестве пробовать и ошибаться, пока удовлетворительное решение не будет найдено. И для достижения этих целей нет лучшего средства, чем уроки музыки, импровизации, которые станут уроками жизни.
Педагог-психолог Каневский сказал:
Детям нужно активное музицирование, а не пассивное слушание. Играть на инструментах, танцевать и самим себе аккомпанировать. Придумывать сказку, озвучивать стихи. Дети не устают, потому что являются деятелями, а не сторонними наблюдателями. Они внутри музыки, а не снаружи её.
Актуальность и важность рассматриваемой проблемы определили выбор мною темы:
«Развитие музыкальности детей и импровизационно-творческой деятельности через элементарное музицирование с дошкольниками старшего возраста.»
Цель: развивать природную музыкальность детей и первоначальные навыки музицирования, индивидуальность, способность к спонтанному творческому поведению; создавать предпосылки к формированию творческого мышления.
Изучив психологические исследования по вопросу, педагогическую и специальную литературу я пришла к выводу и выдвинула гипотезу: Что для приобретения многообразного опыта в связи с музыкой : опыта движения и речи, опыта слушателя, композитора, опыта общения творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыта переживания музыки как радости и удовольствия необходимо музыкальное музицирование.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по данной проблеме.
2. Разработать систему музыкальных занятий по элементарному музицированию, перспективный план работы.
3. Апробация разработанной системы музыкальных занятий.
4. Отследить результаты развития музыкальности детей старшего дошкольного возраста.
5. Определить эффективность данной работы.
Обратив взор в глубины своих ощущений, взрослый человек вспомнит хотя бы одно мгновение в своей жизни, когда ему хотелось бы произнести:
«Спасибо музыка, за то, что ты есть, что ты иногда становишься прибежищем моей души, утешаешь ее в горе и умножаешь ей радость. Поэтому я иногда пою, как могу, или пускаюсь в пляс, хотя совсем не умею танцевать».…
Эта уникальная человеческая особенность дает возможность понять, насколько всеобщей является потребность выражать себя в звуках, дарованных от рождения. Это не чистая музыка, а музыка неразрывно связанная с речью и движением, то есть элементарная музыка для простейшего музицирования.
На протяжении двух десятилетий моя профессиональная деятельность заключалась в работе с детьми. В своей педагогической практике и в ее осмыслении с теоретических позиций я сталкивалась с разными подходами к вопросам музыкального воспитания и обучения, пока не познакомилась с
системой музыкального воспитания педагога и композитора Карла Орфа, суть которой, познание музыки, через активное импровизационное музицирование, которое соединяет музыку, движение и речь
Позже появилась замечательная программа Т. Э. Тютюнниковой
«Элементарное музицирование с дошкольниками», в которой методологической основой является соединение принципов педагогики К. Орфа с методиками отечественной детской музыкальной педагогики.
Целью этого музицирования является развитие творческих способностей – креативности и независимости мышления ребенка.
Начав работать по данной программе, я сразу же попала в поле «Игровой творческой педагогики». Благодаря ей, соблюдаю все главные психолого-педагогические условия для организации творческого музицирования :
Личная заинтересованность всех участников;
Высокая коммуникативность;
Настроение и готовность к общению, сотворчеству;
Неравнодушие и уважение к партнеру
Атмосфера непринужденного, доброжелательного общения позволяет мне воплотить в жизнь его суть: активную творческую деятельность детей.
Обучение навыкам такого общения я включила в учебный процесс специально. Используя коммуникативно-двигательные игры и танцы, формирующие определенные навыки специального общения, я решаю целый комплекс педагогических, нравственно-эстетических и психологических задач.
Созданию нужной атмосферы на занятии;
Снятию внутренних зажимов;
Способствуют социализации детей;
Воспитанию толерантности;
Воспитывают навыки общения и регуляции совместной
деятельности.
Спонтанность, сиюминутность рождения и воплощение идей, незапрограммированные для ребенка ситуации, игра, общение, составляют основу деятельности на моих занятиях.
Творчество детей на занятии я понимаю как умение и желание создать по своему, индивидуально.
«Сыграй, спой, станцуй, как ты хочешь»
Дети становятся творцами легко и естественно.
Поэтому в младшем возрасте моя работа направлена на накопление жизненного и музыкального опыта, который позволяет воплотить идеи элементарного музицирования в старшем возрасте.
В ходе первых занятий в старшем возрасте я даю детям четкое представление о том, что любой из них может сказать свое слово, высказать свою идею. Одновременно даю ребятам понять, что мне важно узнать, как они сами хотят работать с предложенной музыкальной моделью, какие она рождает мысли и чувства и при этом «высказать идею» на занятии в практическое действие: «Сделай, как ты хочешь, покажи свою идею всем, вырази ее в звуках».
Характерной особенностью моих занятий является то, что все виды музыкальной деятельности в нем органично связаны между собой, Двигаясь, он может петь или сопровождать движения речью.
Любимым делом на моих занятиях стало сопровождение движениями ритмично-дикламируемых прибауток, веселых стихов.
Шаг за шагом я предоставляю детям возможность комбинировать известные движения, составлять из них простейшие танцевальные композиции.
Очень часто импровизированно двигательные формы я включаю в публичные показы: праздники, развлечения.
Элементарная музыка неразрывно связана с речью и движением. Ритм, заключенный в словах, фразах, ощущается детьми естественно: прохлопывается, проштопывается, переносится на шумовые инструменты.
Речевые упражнения я беру из детского фольклора.
Такая работа дает детям представление о выразительных возможностях музыкальных средств.
Игры голосом помогают исследовать его колористические возможности, то есть голоса детей, я использую для звукокрасочной игры, создания различных звуковых эффектов с участием губ, щек, языка: свист, шипение, кряхтение.
При помощи этих звуков ребята озвучивают сказки, стихи и придумывают аккомпанемент к движениям.
Очень интересно получается, когда такие модели мы озвучиваем «звучащими жестами».
- это звуки человеческого тела, которое является привычным и естественным музыкальным инструментом. Традиционно «звучащих жестов» четыре.
Я использую так же удары ладонями по груди и бедрам. Дети, соревнуются в изобретательности и находчивости, без труда придумывая различные варианты. «Звучащие жесты» - важная форма темброво-ритмической работы на занятиях «Звучащие жесты» мы с детьми с успехом «переносим» и на инструменты.
С неиссякаемым интересом дети готовы играть на музыкальных инструментах. Привлекает детей не только звучащие инструменты, но и тот факт, что они сами самостоятельно могут извлекать разнообразные звуки.
На занятиях элементарного музицирования я использую «орфовские» инструменты и природные самодельные.
Цель игры на шумовых самодельных иинструментах: импровизированное развлекательное звукоподражание.
Самодельные инструменты я изготавливаю с детьми, привлекаю к этому родителей и воспитателей.
Каждый инструмент обладает собственным голосом. Я предлагаю детям поиграть, например, бумагой, разными способами: ритмично сминать, тереть, рвать. Затем обращаю внимание на то, сколько тонких звучаний можно различить в «бумажной» музыке. Для них мы придумываем интересное название, например, «Мышиная суета», «Шорохи ночного леса».
Для каждой строчки можно придумать свой звук и исполнить его во время декламации.
Озвучивая эпизоды сказок, дети используют скорлупки, крупу. Они шуршат ими, насыпав в открытую коробку или делают настоящие маракасы, поместив крупу в коробочки от киндеров.
Шумовые инструменты я стараюсь разнообразно использовать, предлагаю детям с их помощью озвучить сказки, например, «Теремок». Выложив на столе шумовые инструменты, начинаю рассказывать сказку. Дети подбирают для каждого персонажа свой инструмент.
Очень любят дети спонтанные игры с инструментами. В эти игры я ввожу дирижера.
Характер игры определяет дирижер, проявляя самостоятельность, инициативу.
Одна из интересных форм творческой работы с инструментами – аккомпанемент. Дети аккомпанируют звучанию яркого, образного произведения, которое я исполняю на фортепиано.
Работа по этой программе в условиях детского сада предполагает вариативность ее использования. Я заменяю одно из традиционных занятий на занятие по элементарному музицированию.
Такая творческая работа с детьми, особенно на первоначальном этапе, казалась мне малорезультативной, с минимумом отдачи.
Однако результаты диагностирования выявили у детей высокий уровень музыкальных способностей.
Вывод: элементарное музицирование обладает большим потенциалом
эмоционального, психологического, социального воздействия.
Оно способно оказывать огромное влияние на развитие личностных качеств, которые могут быть сформированы в совместной музыкально-творческой деятельности :
Этот путь для каждого ребенка индивидуален по скорости и интенсивности. Но в конце этого пути он принес, нужный результат – живое знание, жажду творчества.