Соломина Юлия Николаевна
Конспект занятия «Силуэтная аппликация. Бамбуковый медведь панда»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия «Силуэтная аппликация. Бамбуковый медведь панда».
Цель занятия Познакомить с видом аппликации – силуэтная.
План занятия 1. Знакомство с видом аппликации – силуэтная.
2. Рассказ о бамбуковом медведе панде.
3. Проведение инструктажа по технике безопасности при работе с колющимися и режущими предметами. Тест «Правила по технике безопасности при работе с колющимися и режущими предметами».
4. Физкультминутка «Медвежата».
Публикация «Конспект занятия „Силуэтная аппликация, Бамбуковый медведь панда“» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Животные Африки, жарких стран. Аппликации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Медведь, медвежата
- Панда
- Темочки
5. Упражнение 1. Задание: соедини животных с их тенями.
Упражнение 2. Задание: попробуй вырезать силуэт одного из изображенных объектов, или повторить понравившиеся вырезки.
6. Аппликация «Панда» из бумаги в технике - силуэтная аппликация.
Основные понятия и термины Силуэт, силуэтная аппликация, канцелярский нож.
Планируемые
результаты - знание об истории возникновения силуэтной аппликации;
- знание правил работы с канцелярским ножом;
- умение самостоятельно подбирать материалы для поделок, выбирать и использовать наиболее подходящие приёмы для работы;
- умение экономно расходовать бумагу при разметке;
- умение равномерно наносить клей и приклеивать детали на бумагу;
-владение навыками основными технологическими операциями ручной обработки бумаги и картона;
- владение приёмами рационального и безопасного использования инструментов и приспособлений, необходимых для занятий по аппликации.
Методы обучения и приёмы
Наглядно-иллюстративный метод: воспитанники рассматривают наглядный материал
(пособие «Вырезаем силуэты», Тест «Правила по технике безопасности при работе с колющимися и режущими предметами», «Правила работы с канцелярским ножом»).
Приё мы деятельности педагога: беседа, информативное сообщение, объяснение.
Форма организации учебной деятельности Занятие – сообщение нового материала.
Источники информации: учебная литература, дидактический материал Образовательная программа «Цветная карусель», Т. Н. Проснякова «Уроки творчества», И. С. Гринченко «Игровая радуга», В. М. Ковалько «Школа физкультминуток», Т. Н. Ситникова «Интегрированные уроки», М. А. Левина «365 весёлых уроков труда», М. С. Рузина «Страна пальчиковых игр».
Тема занятия : «Силуэтная аппликация. Бамбуковый медведь панда».
Цель: Познакомить с видом аппликации – силуэтная.
Задачи:
В области обучения:
- знать об истории возникновения силуэтной аппликации;
- закрепить знания работы с материалами, инструментами и приспособлениями для аппликации;
- знать правила работы с канцелярским ножом.
В области развития:
- развивать и совершенствовать ручную умелость, мелкую моторику рук;
- способствовать развитию творчества, творческой самостоятельности;
-расширять сенсорный опыт (сравнение деталей по размеру, цвету, расположению по отношению друг к другу и к основе изделия);
-развивать познавательные способности: восприятие, творческое воображение, произвольное внимание;
- развивать интерес к искусству аппликации.
В области воспитания:
- воспитывать умение работать в коллективе;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Материалы, инструменты и оборудование:
• наглядный материал (панно, сувениры, поделки)
• карандаши цветные
• карандаш простой
• цветная бумага
• ножницы
• клей
Методы и приемы:
• словесные – беседа, рассказ, диалог, объяснение;
• наглядные – показ образцов изделий, рассматривание иллюстраций;
• практические – аппликация по собственному замыслу из бумаги.
Ход занятия:
№ Деятельность педагога Деятельность
воспитанника Время
1 Организационный этап
Здравствуйте, ребята!
Дети отвечают на приветствие педагога. 1мин.
2 Силуэт – вид графической техники, это плоское однотонное изображение объектов (человека, растений, животных, предметов материального мира). Силуэты бывают рисованными или вырезанными из бумаги, картона, ткани и наклеенными на фон. Силуэтное изображение имеет обобщё нный вид: всё мелкое, второстепенное отбрасывается. Его красота и выразительность в линии контура, форме пятна и контрасте цветов изображения и фона. Силуэтная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения объектов, вырезанных из бумаги беспрерывным «слитным» движением ножниц по контуру предмета. Такое изображение одноцветно, помещается на контрастном фоне и должно быть обобщённым, но в то же время легко узнаваемым. См. Приложение№1. Рассматривание образцов, просмотр иллюстраций.
6мин.
3 Ребята, расскажу вам о бамбуковом медведе панде. В наше время на просторах шара земного живут 7 видов медведей. Интересно, что большинство видов получили название по окраске своего природного одеяния: белый, бурый, чёрный, белогрудый, очковый – у него вокруг глаз большие белые кольца. Остальные два вида по окраске тоже чёрные, но название имеют иное. Эти медведи малайский и губач. У него губача длинная морда и подвижные губы, которые он складывает трубочкой, вытягивает вперёд и, раскопав в дом термитов, всасывает его обитателей, словно живым шлангом. Но иногда в литературе, да и в разговорах среди специалистов можно услышать и о восьмом медведе – бамбуковом. Есть ли такой в природе? Есть, но он не медведь.
См. Приложение№ 2. Дети слушают рассказ педагога. 7мин.
4 Предлагаю вам Тест «Правила по технике безопасности при работе с колющимися и режущими предметами».
См. Приложение№ 3. Самостоятель-ная работа детей. 4мин.
5 А сейчас немного поиграем - физкультминутка «Медвежата».
См. Приложение№ 4. Дети выполняют гимнастику. 3мин.
6 Упражнение1. Задание: соедини животных с их тенями.
Упражнение 2. Задание: попробуй вырезать силуэт одного из изображенных объектов, или повторить понравившиеся вырезки.
См. Приложение№ 5. Самостоятель-ная работа детей. 8мин.
7 Практический этап.
Ребята, сейчас каждый из вас попробует выполнить аппликацию «Панда» из бумаги в технике – силуэтная аппликация. Послушайте «Правила безопасной работы с канцелярским ножом». См. Приложение№ 6.
План работы:
1. Переведите через копировальную бумагу выкройку на белую бумагу.
2. Вырежьте прямоугольник из чёрной бумаги и наклейте на чёрный фон.
3. Вырежьте контур из белой бумаги и наклейте на чёрный фон.
4. Вырежьте два глаза и нос из чёрной бумаги, наклейте на панду. Самостоятель-ная работа детей. 12мин.
8 Итоговый этап.
Ребята, сегодня вы познакомились с видом аппликации – силуэтная. А также услышали рассказ о бамбуковом медведе панде. Что вам запомнилось особенно? Занятие окончено. Дети отвечают на вопросы педагога.
Уборка рабочего места. 4мин.
Приложения
Приложение №1.
Об истории возникновения силуэтной аппликации.
По одной из версии изобретение силуэта связано с именем главного контролёра финансов при дворе Людовика 15 – Этьена де Силуэтта. Он провёл ряд реформ, в одной из которых предлагал сократить личные расходы короля на содержание двора. Естественно, это вызвало недовольство высшего общества, и главный контролёр стал предметом всеобщих насмешек. На него была даже нарисована карикатура в виде теневого профиля. Так родилось название подобных картинок – «силуэт».
Однако само контурное теневое изображение имеет гораздо более длинную историю. Задолго до появления на свет французского министра финансов археологами в разных частях света были обнаружены наскальные профильные изображения людей и животных, которые можно рассматривать как прообразы силуэта.
В России конца 18 – начала 19 в. вырезание силуэтов стало одним из любимых занятий художников-профессионалов, дворянства, а также народных умельцев. И. С. Тургенев в романе «Новь» писал: «И действительно: 18-й век встретил гостей уже в передней, в виде низеньких синеньких ширмочек, оклеенных вырезанными чёрными силуэтками напудренных дам и кавалеров. С лёгкой руки Лафатера (Иоганн Каспар Лафатер (1741-1801) - швейцарский писатель, пытавший обосновать духовно-нравственного облика человека со строением и очертанием его черепа и лица) силуэтки были в большой моде в России в 80-годах прошлого столетия». Многим известны работы Ф. Сидо, И. Ф. Антинга.
Мастер силуэта был русский художник Ф. П. Толстой (1783-1873). У него есть силуэтные изображения исторических событий, народных сцен, природы. А начал он заниматься силуэтными вырезками в детстве.
И. Е. Репин (1844-1930, русский художник, вспоминал, как в детстве они сестрой Устей вырезали из бумаги людей, птиц и наклеивали на окна своего дома. «Я наловчился вырезывать быстро. Начав с копыта задней ноги, я вырезывал всю лошадь, Усте больше удавались люди: мальчишки, девчонки и бабы в шубах…».
С 1914 по 1923 год В. В. Гельмерсен иллюстрировал силуэтами роман А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Вот одна из иллюстраций следующего отрывка:
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки Жучку посадив,
Себя в коня преобразив.
Что касается более позднего времени, то искусство силуэта нашло своё отражение в творчестве Г. И. Нарбута, Н. Я. Симонович-Ефимовой, Е. С. Кругликовой (1865-1941) и других мастеров.
Портрет
М. Цветаевой
(Е. С. Кругликова)
Граф Н. И. Панин
(Ф. Сидо)
И. И. Лепехин
(И. Антинг)
Деревенская страда
(Ф. П. Толстой)
Приложение №2.
Рассказ о бамбуковом медведе панде.
История этого медведя – немедведя очень интересна и даже романтична. Во второй половине прошлого века в кругах зоологах и натуралистов произошло событие, всполошившее даже маститых учёных многих стран. В парижский Музей естественной истории доставили оригинальную по окраске шкуру крупного зверя, похожую с первого взгляда на медвежью. Но когда её расстелили на полу, подумали было, что она сшита искусным мастером из больших лоскутов звериного меха чёрного и белого цвета. Загадка! Шкуру подвергли тщательному осмотру, но ни каких следов кройки и шитья, склейки или иной скрепки не обнаружили. Что это за шкура? – задумались учёные. Может, принадлежит она вымершему животному? Но некоторые специалисты возражали и считали, что мех на шкуре хитро вытравлен или окрашен, а в действительности она медвежья. Но кто же и где раздобыл и доставил в Париж эту шкуру – загадку?
В 1869 году по Китаю путешествовал французский миссионер Арман Давид. Он, будучи натуралистом, собирал сведения о животном мире страны. В одном из глухих селений Сычуань он обнаружил на ограде дома эту странную шкуру. Давид приобрёл её, после того как местные жители сообщили ему о том, что принадлежит она реальному зверю, обитавшему в окрестностях селения, высоко в горах среди бамбуковых зарослей. В том же году он приобрёл у охотников убитого зверя, обработал его и отправил во Францию. Получив вторую шкуру и скелет, учёные смогли уже делать выводы. Нового зверя отнесли к семейству енотовых, назвали большой пандой. Большой потому, что ранее, в 1825 году, в семейство была зачислена малая панда, зверёк, обитающий в некоторых областях Азии.
Открытие необычного зверя обернулось против него самого. Пандой заинтересовались не только учёные, но и добытчики редких охотничьих трофеев, ловцы и торговцы дикими животными. В Китай устремилось немало авантюристов из Европы и Нового Света. С помощью местных жителей первую большую панду удалось поймать в 1916 году, но она быстро погибла.
И лишь через 20лет одна американка приобрела молоденькую панду и благополучно доставила её в США, в город Сан-Франциско.
В 1957 году большая панда впервые поселилась в нашей стране, в специальном домике на территории Московского зоопарка. Молодые панды в неволе очень игривы, они добродушны, принимают самые необыкновенные позы: - могут стоять на голове, отлично кувыркаются через голову, ловко лазают по решёткам и сеткам, канатам и шестам. Они хорошо приручаются, быстро запоминают клички. Большие панды становятся более медлительные, они уже не так доверчивы к людям. Высота в плечах взрослых животных до 70, а длина тела до 170сантиметров. Самец, живший в Московском зоопарке, к 12 годам достиг 185килограммов. Большая панда забирается на высокие деревья и там отдыхает, удобно устроившись на больших сучьях или развилках стволов.
В естественных условиях большие панды питаются в основном листьями и молодыми побегами бамбука, поедают и некоторые другие растения, насекомых. Есть сведения, что иногда бамбуковые мишки лакомятся рыбой, мелкими грызунами. Максимальная продолжительность жизни больших панд в неволе 13-14лет. Сколько они живут в естественных условиях, и сколько их бродит сегодня в густых горных лесах, никому не ведомо, подсчитать их количество – дело чрезвычайно трудное. Изображение этого чудесного зверя стало эмблемой Международного фонда охраны дикой природы.
Приложение №3.
Тест «Правила по технике безопасности при работе с колющимися и режущими предметами».
Задание: отметьте знаком «+» правила по технике безопасности.
Пустые колонки дополните своими правилами.
Содержать своё рабочее место в порядке Передавать ножницы, держа их за острые концы Бегать и ходить с ножницами
Брать в рот любые посторонние предметы Работать с клеем аккуратно, используя кисточку для клея При потере иголки и других колющих и режущих предметов, сообщить педагогу
Передавать ножницы, держа их за кольца Брать иголку в рот При попадании клея в глаза, срочно сообщить педагогу
Передавать ножницы кольцами вперёд Вертеться при работе с ножницами Облизывать кисточку для клея, карандаши и другие предметы
Приложение №4.
Физкультминутка «Медвежата».
Текст Движения
Медвежата в чаще жили,
головой своей крутили, Круговое движение головой вправо-влево.
Медвежата мёд искали,
дружно дерево качали, Пружинистое сгибание и разгибание рук.
Вперевалочку ходили и из речки воду пили. Шаги на месте, раскачиваясь из стороны в сторону.
А потом они плясали, Присядка, прыжки на одной ноге.
К солнцу лапы поднимали. Руки вперёд, вверх, в стороны, вниз.
Приложение №5.
Тема: «Силуэтная аппликация».
Упражнение1. Задание: соедини животных с их тенями.
Упражнение 2. Задание: попробуй вырезать силуэт одного из изображенных объектов, или повторить понравившиеся вырезки.
Приложение№ 6.
«Правила безопасной работы с канцелярским ножом».
1. Хранить канцелярский нож нужно со спрятанным в ручку лезвием.
2. При работе выдвигать лезвие на 1-2деления.
3. При работе нажимать равномерно и резать аккуратно и не торопясь.
4. Окончив работу, лезвие надо спрятать в ручку.
5. Передавать нож соседу со спрятанным лезвием, то есть в не рабочем состоянии.