Оксана Меледина
«Школьные правила». Конспект коррекционно-развивающего занятия по профилактике школьной дезадаптации и снижению тревожности
▼ Скачать + Заказать документы
«Школьные правила»
Конспект коррекционно – развивающей работы педагога - психолога
по профилактике школьной дезадаптации и снижению тревожности у детей
подготовительного к школе возраста
Подготовила: педагог – психологДетского сада № 80 ОАО «РЖД» г. Вологда
Меледина Оксана Сергеевна
Цель: профилактика школьной дезадаптации и снижение тревожности детей 6 – 7 лет, с помощью сказкотерапии.
Задачи:
• повышение работоспособности и сплочение рабочей группы;
• развитие потребности в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками, знаниями;
Публикация «„Школьные правила“, Конспект коррекционно-развивающего занятия по профилактике школьной дезадаптации и снижению тревожности» размещена в разделах
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Страх и детская тревожность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
• знакомство детей с правилами поведения в школе;
• формирование позитивной модели поведения в реальной школьной жизни;
• регламентирование работы на основе добровольного принятия обязательств.
Методическое обеспечение:
1. музыкальное сопровождение – музыка – «звуки природы»;
2. мягкие игрушки – персонажи сказки (волк, заяц, лиса, белка, еж);
3. листы бумаги, разделенные на четыре квадрата по количеству детей;
4. простые карандаши по количеству детей.
Ход занятия
1 вводная часть. Ритуал приветствия друг друга.
(психолог проводит детей в центр кабинета)
- Дети давайте нарисуем ровный круг, для этого возьмемся за руки и образуем круг. (дети берутся за руки и организуют круг в центре кабинета)
- Теперь надо обязательно поприветствовать друг друга. А как мы с вами это делаем? (пауза – дети перечисляют: как рыбки, как с мамой и папой, как командиры)
- Правильно! Это наши три способа пожелать «Доброго утра»: сначала без слов - мимикой (как рыбки); дальше спокойно, как с мамой и папой разговариваем; после громко, но мы не кричим и не визжим, а как командиры громко и четко говорим. (дети приветствуют друг друга)
2 основная часть. Работа со сказкой «Школьные правила»
- Сегодня мы с вами продолжим знакомство со сказкой. Но чтобы было удобно слушать займите места на полянке сказки. (на ковре расставлены стулья полукругом и рядом создан макет «лесной школы»)
- Для начала давайте вспомним, о чем сказки, которые мы с вами изучаем? (пауза – ответы детей: о школе, о лесной школе, об учителе Еже и т. п.)
- Это все верно!
Развивающая игра «Лесные герои»
- Как и в любой школе - в лесной учатся ученики, только лесные. Я думаю, вы их всех помните. Но мы не будем перечислять, а покажем их, изобразим, остальные угадают кто это. (дети по одному изображают лесных героев, начать можно с психолога)
- Очень хорошо! Мы продолжим знакомство со сказкой, сегодня это сказка «Школьные правила».
- (Чтение сказки) «На следующий день наши первоклассники спешили в школу. Они смело поднимались по школьным ступенькам, вспоминая события прошлого дня. Когда прозвенел звонок, Еж увидел готовность всех учеников к уроку. Все ребята стояли около своих столиков и улыбались своему Учителю.
- Здравствуйте, садитесь, пожалуйста! - сказал Еж.
- Сегодня мы на этом уроке поговорим о правилах. Что такое правило, кто нам скажет?»
- Ребята, что такое правило и какие вы правила знаете? (пауза - дети перечисляют)
- Продолжим, и узнаем, что ответили ученики лесной школы.
(Чтение сказки) «- Мне мама говорила, - произнесла Белочка, - что существуют правила питания. Например, когда мы кушаем, то надо меньше разговаривать, чтобы лишний воздух не попал в животик.
- А мне папа говорил, - продолжал разговор Волчонок, - что во всем мире живет много правил. Есть правила питания, есть правила игр, поведения: в лесу, на дороге, в гостях и в других местах.
- "Правило" - значит делать правильно" - подвел итог Медвежонок.
- Молодцы! - похвалил всех Учитель. - А зачем нужны эти правила, может быть, и без них можно прожить?»
- Ребята, а как вы думаете можно прожить без правил? (обсуждение с детьми)
(Чтение сказки) «- Наверное, можно, но ведь будешь тогда всегда на своих ошибках учиться, - улыбаясь, произнес Волчонок. - Как мы вчера с Белочкой.
- Да, и неприятностей будет много, - согласилась с другом Белочка. - А я не люблю неприятности.
- Неприятности никто не любит, - подтвердил Учитель. - Поэтому и появились правила, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить.
- Как у Вас так интересно стихи получаются? - удивился Заяц.
- А мы сейчас вместе стихи сочинять будем о школьных правилах. Согласны, ребята?
Конечно, согласны! - хором ответили ученики.
- Я буду называть правило, а вы будете из него стихотворение придумывать.»
- И мы с вами сейчас познакомимся со школьными правилами. Но для начала немного отдохнем.
Физкультурная минутка «Раз, два, три»
(Дети встают свободно по кабинету)
«Раз – поднялись, потянулись
Два – нагнулись, разогнулись
Три – в ладошки три хлопка, головою три кивка
На четыре – руки шире
Пять руками – помахать
Шесть – за столик тихо сесть»
- А теперь присядьте за стол. Познакомимся и мы с правилами учителя Ежа, но чтобы о них не забыть мы правила зарисуем. Для этого перед каждым из вас есть лист бумаги, который разделен на четыре квадрата, по одному на каждое правило. А так же нам понадобится карандаш.
Проверьте, все есть?
«- Итак, правило первое: В школе все ученики здороваются, улыбаясь взрослым и друг другу.
Готово! - обрадовался Лисенок. - В школе "Здравствуй" говорят и с улыбкой дарят взгляд!
- Отлично, Лисенок!
(зарисовка пиктограммы, например улыбка)
Второе правило уже труднее:
До звонка на урок надо подготовить все необходимое для учебы. А когда прозвенит звонок, каждый ученик ждет приглашения учителя около своей парты.
- Можно я попробую? - предложил Зайчонок.
-До звонка ты приходи
И порядок наводи!
По звонку все дружно в ряд
Ждут учителя, стоят!
- Молодец, Зайчонок!
(зарисовка пиктограммы, например, звонок)
Третье правило: Чтобы узнать новое и многому научиться на уроке, ученики внимательно слушают и выполняют требования учителя. К товарищу с просьбой обращаются редко и только шепотом, а к учителю обращаются, подняв руку.
- Это сложно! Не знаю, подойдет ли то, что я придумал, - проворчал Медвежонок.
Друга зря не беспокой.
Береги его покой.
На уроке тишина.
Руку поднимай тогда,
если хочешь отвечать
или важное сказать.
- Очень хорошо, Медвежонок!
(зарисовка пиктограммы, например рука)
Правило четвертое, оно уже вам знакомо: Играем на перемене в спокойные игры, чтобы все смогли отдохнуть и товарищам не мешать. Да, помните о подготовке к следующему уроку и о порядке на парте, в классе.
- Сейчас моя очередь! - произнесла Белочка.
Вот звонок на перемену,
Приготовься отдыхать:
Можешь с другом прогуляться,
Можешь тихо поиграть,
Подготовь к уроку все,
Чтоб училось нам легко!
(зарисовка пиктограммы, например парта школьника)
- А давайте, и мы проведем не большую перемену! И поиграем в спокойную игру «Ёжик».
Речедвигательная игра «Ёжик»
По сухой лесной дорожке –
Топ – топ – топ – топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ежик.
(дети стоят слегка согнувшись. Руки согнуты в локтях – перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги, слегка согнуты в коленях, делают мелкие частые шажки.)
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки.
Если подкрадется волк –
Превратиться еж в клубок.
Ощетинит еж иголки – не достанется он волку.
Еж не тронет никого,
Но и ты не тронь его!
3 Заключительная часть. Обсуждение в кругу, ритуал прощания со сказкой.
- Присядем снова за столы. Взгляните на свои работы. Какие школьные правила вы запомнили? (ответы детей)
- Да, замечательно! Я думаю, что вам будет учиться легко и интересно, раз вы так хорошо справились с моими заданиями.
- пришло время попрощаться, нам нужно проводить сказку. Нарисуем круг (дети встают, берутся за руки, говорят все вместе).
Ритуал прощания друг с другом и со сказкой
Мы любим сказки изучать.
И дружно вместе отвечать.
Мы немного отдохнем
И опять сюда придем!