Приложение МААМ

Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей 5–7 лет

Матвеева Алла Валериевна
Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание коррекционно-развивающей работы

по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма

у детей с речевыми нарушениями

Наряду с патологией устной речи существуют и нарушения письменной речи. Это нарушения письма и чтения.

Понятно, что ни один ребенок не может научиться сразу, вдруг, абсолютно правильно читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них бывает большее или меньшее количество ошибок. Но не о таких ошибках - закономерностях, естественных – идет речь, когда имеют ввиду патологию.

Публикация «Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей 5–7 лет» размещена в разделах

Как известно, дети с нормальной речью на протяжении всего дошкольного возраста усваивают необходимый словарный запас, овладевают грамматическими формами, приобретают готовность к овладению звуковым и морфемным анализом слов. Однако у детей с различными формами речевой патологии происходит отставание в развитии этих процессов.

Нарушения письма и чтения у детей чаще всего возникают в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Это объясняется тем, что дети недостаточно различают на слух фонемы, близкие по артикуляционным или акустическим признакам. Кроме того, владея крайне ограниченным словарным запасом, ребенок не понимает значений некоторых даже самых простых слов и поэтому искажает их, пропускает, заменяет, смешивает. Недостаточная сформированность грамматического строя речи приводит к пропускам, заменам или искажениям предлогов, к ошибкам в употреблении, согласовании и др.

Одно из необходимых условий предупредительного воздействия – раннее распознавание настораживающих признаков речевого недоразвития.

Основными задачами коррекционного обучения являются следующие:

- формирование звукопроизношения;

- формирование словаря;

- формирование лексико-грамматических категорий;

- развитие фонематического слуха;

- развитие связной речи;

- подготовка к обучению грамоте.

Логопедическая работа начинается с уточнения артикуляции имеющихся у детей (сохранных) звуков, заполнения речевой карты. Проводится беседа с родителями. Определяются приемы и методы коррекции в обучении детей с нарушениями речи.

В нашем дошкольном учреждении дети набираются в логопедические группы на один-два года в зависимости от тяжести речевого дефекта. В основе методики коррекционно-воспитательного воздействия при общем недоразвитии речи лежит принцип «системного взаимодействия между различными компонентами языка».

Организационно занятия логопедом проводятся в первую половину дня как фронтально (со всей группой, так и индивидуально. В старшей группе фронтальные занятия логопедом проводятся два раза в неделю продолжительностью 25 минут, в подготовительной к школе группе – три раза в неделю продолжительностью 30 минут. Фронтальные занятия проводятся на протяжении всего года в определенной системе по единому плану с учетом индивидуальных особенностей детей. На этих занятиях прежде всего отрабатываются произношения гласных звуков, затем простых согласных и вновь поставленных звуков. В процессе развития звукопроизношения у детей воспитывается внимание к звуковой стороне речи. Исправляя произношение звуков, логопед учит детей вслушиваться в речь, различать и воспроизводить отдельные элементы речи, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, слышать звучание собственной речи и исправлять ошибки. Наряду с упражнениями на закрепление поставленных звуков постепенно вводятся упражнения на дифференциацию звуков по следующим признакам: глухие и звонкие, свистящие и шипящие, фрикативные и аффрикаты, плавные и вибранты, мягкие и твердые. С целью воспитания внимания к звуковой речи и слуховой памяти в системе обучения предусматриваются специальные упражнения. По мере овладения новыми звуками детей знакомят с изменением слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. В это же время вводятся разнообразные упражнения на составление и распространение предложений по вопросам, опорным словам, по демонстрации действий. Постепенно в предложения включает предлоги, особенно те, которые не всегда правильно употребляются детьми: над, из-за, из-под, между, через. Далее логопед начинает включать в занятия упражнения в пересказе, заучивании текстов, составлении рассказов по картине, серии картин. Проводятся упражнения по подготовке детей к анализу звукового состава слова. Детей учат делить слово на слоги, используя в качестве зрительной опоры схему. Дети овладевают полным звукослоговым анализом односложных, двусложных и трехсложных слов без стечения и со стечением согласных. Дети узнают, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков. По мере обучения осуществляется переход к полному анализу и синтезу слов без помощи схемы. Параллельно проводятся упражнения на преобразование слов путем замены одного звука другим. В это же время дети усваивают термины «слог», «слово», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый», «мягкий», «звонкий», «глухой». В результате многочисленных упражнений на правильное произношение звуков, на анализ и синтез звукового состава речи дети оказываются хорошо подготовленными к овладению чтением. Эффективным приемом обучения является чтение по следам анализа : слово после предварительного анализа складывается из букв разрезной азбуки, затем оно делится на слоги и звуки и далее следует обратный процесс – соединение звуков в слоги и чтение слова по слогам. Обучение складыванию слов из разрезной азбуки сочетается с обучением письму. По следам звукового анализа и синтеза дети пишут печатными буквами, а потом читают написанное. Большое внимание уделяется на преобразование слов (составить из данных букв ряд слов, путем добавления букв сложить новые слова, вставить в слово недостающие буквы и др.). Вечером проходит коррекционный час, где воспитатель проводит работу по заданию логопеда фронтально или индивидуально: выполнение заданий по развитию мелкой моторики, закреплению материала, пройденного на фронтальном занятии, автоматизации звуков, развитие графических навыков, развитие фонематического слуха, внимания, мышления и других психических процессов. В группе ведется тетрадь взаимосвязи логопеда и воспитателей.

Воспитатели логопедических групп строят свою работу с учетом лексических тем, которые планируются на год совместно с логопедом. Стараются подбирать занятия по другим образовательным областям в зависимости от данной лексической темы. Воспитатели в первой половине дня проводят фронтальные занятия по всем разделам программы «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой: по ознакомлению с окружающим, по формированию элементарных математических представлений, по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация, по ручному труду и конструированию. Три раза в неделю проводятся физкультурные занятия и два раза музыкальные. Узкие специалисты уделают особое внимание детям логопедических групп. На своих занятиях используют элементы логоритмики, проводят кинезиологические упражнения и т. д.

В нашем детском саду две логопедические группы. В группах есть логопедические уголки, оборудованные всем необходимым материалом и пособиями. Работа ведется систематически и комплексно. Только тесная взаимосвязь всех специалистов детского сада и родителей, своевременное специально организованное обучение позволяет не только исправить речевой дефект у детей, но и полностью подготовить их к обучению в школе.

Исходя из опыта работы, наблюдения показывают, что дети, закончившие коррекционное обучение в полном объеме, нередко оказываются лучше подготовленными к усвоению грамоты, чем их сверстники.

Публикации по теме:

Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР Адаптированная Образовательная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: с Федеральным законом от 29.12.2012г.

Организация коррекционно-развивающей работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС Емельянова Н. В. – учитель –логопед, Тюрк А. В. – учитель –логопед МБДОУ ЦРР – д/с№70 Светлячок» Организация коррекционно – развивающей.

Перспективное планирование скоординированной коррекционно-развивающей работы с детьми 3-го года жизни 1 раздел: Сенсомоторное развитие 1. Формирование представлений детей о форме: - изучается 6 объемных форм: шар, куб, кирпичик, призма, цилиндр,.

Поэтапное планирование коррекционно-развивающей работы для индивидуальных программ развития Развитие высших психических функций. 1. Развитие внимания. Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. Упражнения на поиски.

Предупреждение нарушения чтения и письма Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями. Русский язык.

Программа коррекционно-развивающей работы «Цветотерапия» для детей старшего дошкольного возраста Актуальность: Самое - изменение устойчивых поведенческих реакций детей. Как помочь агрессивному ребёнку стать добрым и внимательным к окружающему.

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи Пояснительная записка Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием.

Рабочая программа «Организационно-педагогические условия оптимизации коррекционно-развивающей работы с детьми» Цель программы: Создание организационно-педагогических условий, способствующих профилактике, своевременной диагностики, коррекции и дальнейшему.

Система коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушение слуха В настоящее время, среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений увеличилось количество детей со сложными (комплексными) недостатками.

Система коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУСистема коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ Цель: Воспитание у детей правильной, чёткой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи Задачи:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей 5–7 лет
Опубликовано: 3 ноября 2015 в 12:34
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей 5–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Матвеева Алла Валериевна (УИ 352041) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД