Валентина Акишина
План-конспект урока «Шахматная доска» по программе И. Г. Сухина «Шахматы — школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Автономное учреждение дополнительного профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Институт развития образования»
Тема зачётной работы:
план – конспект урока №1
по программе И. Г. Сухина «Шахматы – школе»
Работа выполнена:
Акишина Валентина Васильевна,
учитель шахмат МБОУ гимназия
им. А. И. Яковлева, г. Урай ХМАО - Югра
Пример оформления конспекта урока
Тема: Шахматная доска
Темочки:
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Цель: познакомить детей с волшебным миром шахмат, развивать ориентирование на плоскости, память, воспитывать самостоятельность, внимательность, терпеливость
Методы: наглядный, эвристический, словесные.
Оборудование: шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, компьютер с колонками, экран с проектором, комплект шахмат для каждого ученика, по одной книге на парту И. Г. Сухина «Шахматы 1 год обучения или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны», мультфильм «Котята – хвастунишки», комплект вырезанных из картона элементов шахматной доски, дракон из картона, простые карандаши и схемы горизонталей для раскрашивания.
ХОД
1. Вступительная часть
- Добрый день!
Меня зовут Валентина Васильевна.
- Мы с вами отправляемся в сказочную шахматную школу, открываем волшебную книгу (учебник, стр. 3). Каких сказочных героев вы узнали? А кто может назвать шахматные фигуры, которые ждут их в шахматной школе?
2. Основная часть.
1) И вот наша первая сказка. Переверните страничку (ст. 4-5).
(слайды) Однажды девочка Лена и мальчик Ален пошли в лес. И тут их увидел злой волшебник. Он своим острым мечом срубил дерево и направил его на ребят, но не попал. Тогда с досады он ударил по пню и срезал с него кругляк. С силой запустил его в беглецов. Ален схватил кругляк и стал им защищаться. Колдун ударил мечом с разных сторон четыре раза, и кругляк стал квадратным. Побежали ребята дальше. А на пути речка. Бросили они свою доску в воду, и, словно на плоту, переплыли на другой берег.
Колдун не унимался. Он стал пускать в ребят стрелы. И тут плот превратился в щит и снова спас детей. Стрелы, попадая в доску, ложились каким – то очень странным образом ведь тот лес был волшебным… А когда Ален их убрал, то увидел интересный рисунок из клеточек.
Колдун не унимался. Он наслал огонь, и тут доска снова защитила детей. Пламя выжгло каждую вторую клеточку и получилось… Кто знает, что же это получилось? (Шахматная доска)
- Ребята, а кто раньше видел игровые шахматные доски?
- А в какие игры можно играть на таких досках?
- Смотрите, какая у меня есть доска. (Показываю шахматную «матрёшку» - разных размеров три шахматные доски, вложенные друг в друга: большая, обычная, маленькая от дорожных шахмат.) Как вы думаете, что внутри моей доски? Ой – здесь ещё одна… А что же тогда внутри этой досочки? - Какая крошечная доска. Это, ребята, дорожные шахматы. Как вы думаете, для чего они нужны?
А это – большая демонстрационная шахматная доска, которая хранит много секретов, о которых мы с вами скоро узнаем.
2) Переворачиваем страничку (стр. 6). А здесь у нас загадка.
Скучно было детворе
Ранним утром во дворе.
-Знаю я одну игру,-
-Сказал ребятам Петя. -
Где бы ни был я, везде
В неё играют дети.
В игре той есть ладья и ферзь, Слон, конь и пешек ряд, А возглавляет всех король –
Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать:
Игры названье угадать!
- Что же это за игра?
3) И снова к нам пришла сказка (демонстрирую ход рассказа с помощью вырезанных из картона: шахматные поля – клеточки, горизонталь, дракончик с прорезью во рту для «поглощения» клеточек – полей).
Жили – были маленькие клеточки: черные в одном городе, а белые - в другом. И вот прилетел к черным Злой дракон и стал пожирать клеточки. Затем полетел к белым и стал их поедать. Тогда собрались все клеточки вместе и решили встать рядышком. И получилась вот такая сильная линия (горизонталь). Прилетел дракон – хотел поживиться, попробовал сверху – никак… Сел, почесал за ухом, изловчился – и заглотил всю линию сбоку. Тогда умная клеточка Поля предложила: а давайте встанем в вот так - ряд к ряду (бумажная доска для игры в шашки). Прилетел дракон – хотел поживиться, да не тут-то было… Попробовал сверху – никак не заглотить ему, снизу – никак, и с боку не получается… Не смог он такую силу одолеть. Обрадовались клеточки, ещё крепче взялись за руки, и получилась вот такая волшебная шахматная доска.
- А сейчас все очень аккуратно достаньте шахматы и положите перед собой шахматную доску.
У доски есть один секрет. Кто его знает?
Доска должна лежать так, чтобы правое нижнее поле было белым. И еще посмотрите, чтобы возле этого поля была цифра 1.
4) На доске есть белые шахматные поля, и … черные шахматные поля. Но вы скажете: «Ведь они же коричневые и желтые!». Просто шахматисты договорились между собой называть все светлые поля белыми, а все темные поля - черными.
Покажите на своих досках любое белое шахматное поле. Покажите любое черное поле.
Скажите, какая форма у шахматного поля? А у шахматной доски? А что больше – шахматное поле или шахматная доска? Что больше – черное шахматное поле или белое? А как с помощью пальчиков можно показать квадратное поле?
Посмотрите, на нашей доске есть вот такие линии (показываю горизонталь).
Кто знает, как она называется? (горизонталь)
- Повторим все вместе. – 3 раза.
5) Физминутка
- А сейчас все встали. Покажите руками горизонталь кто догадался, как это можно сделать? (руки в стороны). Опустили руки. Еще раз покажите горизонталь. Молодцы. А теперь плечики подымаем вверх, опускаем -3 раза.
Отводим плечи назад – 3 раза.
А теперь локотки согнутых рук отведите в стороны. Поздоровайтесь указательными пальчиками. Правой рукой делаем вращательные движения вперед. Теперь левой – назад. А теперь медленно двумя руками.
6) Тихонько садимся на места.
- Посчитайте, сколько в горизонтали белых полей, а сколько черных? Сколько на доске всего горизонталей?
- Обозначаются горизонтали на доске цифрами. Давайте все вместе назовем горизонтали: первая горизонталь…
- А сейчас возьмите 8 пешек и выставьте их на вторую горизонталь, 8 чёрных пешек – на 7-ю горизонталь, все белые фигуры, кот. остались, поставьте на 3-ю горизонталь, а все чёрные фигуры – на 6-ю. Вот как у нас с вами здорово получилось! Теперь уберём все фигурки с доски.
Возьмите коня любого цвета и проскачите им щёлкая язычком, по первой горизонтали. Перепрыгиваем на вторую горизонталь: проскачите по второй горизонтали и так до 8-й.
7) (слайд) Ребята, кто знает, как называются люди, играющие в шахматы? (стр. 9) (Противники, партнёры)
Веселые человечки Чиполино и Дюймовочка решили сыграть в шахматы. Положили перед собой шахматную доску, но черные и белые поля сбежали с доски и спрятались. Ребята, помогите их найти. 1 вариант будет искать черные поля, а 2 – белые. Кто нашел – подымает руку.
– Молодцы!
7) А к нам в гости кто- то стучится. (Показываю куклу бибабо - Медведица). Настасья Петровна, здравствуйте! Что это Вы нам принесли? (Кукла держит листики с заданием)
- Ребята, Настасья Петровна узнала, что мы умеем уже горизонталь на доске находить, и хочет, чтобы её медвежата тоже узнавали такие шахматные дорожки. Поможем ей раскрасить горизонтали?
Вот вам листочки и карандаши.
- Задание такое: нужно правильно раскрасить две горизонтали: 1-ю и 2-ю. Внимательно посмотрите на демонстрационную доску. Чем отличаются эти две горизонтали? (Порядком чередования белых и чёрных полей). Обратите внимание, что у одних вначале стоит черное поле, а у других – белое. (Дети закрашивают под музыку; образец в приложении 1)
(Большим сувенирным карандашом дети ставят на своих работах звёздочки за правильное выполнение задания. Тем, кто не справился, даю ещё один листик – переделать)
- Спасибо, ребята! Я поняла, как надо учить своих медвежат.
3. Итог
А сейчас – сюрприз. Как вы думаете – какой? (Мультфильм «Котята-хвастунишки)
- Скажите, что же нового вы узнали сегодня в волшебной шахматной школе?
- Какая форма у поля? А у доски? Что больше – доска или поле? Эта шахматная дорожка называется… (показываю горизонталь). Сколько на доске горизонталей, сколько в каждой горизонтали белых полей, сколько черных?
Дополнительный материал.
1. На каких полях ничего не растет?
2. Из каких досок не строят теремок?
3. В каких клетках не держат зверей
4. Спрятались ли шахматные клетки в словах: поляна, поляк, полярник?
5. Скоро бой и ждет войска деревянная … (доска)
Раздался голос короля найдите на доске (поля)
На этом наше путешествие в Волшебную шахматную школу подошло к концу. До свидания.
Литература
1. И. Г. Сухин «Программы курса «Шахматы – школе»: Для начальных классов общеобразовательных учреждений» (Обнинск: Духовное возрождение, 2010, 2011, 2013.)
2. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012.
3. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2011.
4. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. Рабочая тетрадь - Обнинск: Духовное возрождение, 2012.